Математическая игра "Гимнастика для ума". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Вступление ведущего.

Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы и числа. Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека требуют упражнений. Решение задач, головоломок, математических ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума. Тот быстрее сообразит, смекнёт, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок.

Люди научились считать 25–30 тысяч лет тому назад. Сначала они обозначали числа чёрточками, затем научились называть их, а потом уже придумали цифры и стали выполнять над числами арифметические действия. Были написаны первые книги по арифметике, придуманы приборы, облегчавшие счёт.

Чтобы решать сложные задачи, встречавшиеся в практической деятельности, пришлось кроме натуральных чисел придумать другие числа – обыкновенные, десятичные дроби, отрицательные числа, научиться использовать пропорции, а потом создать новую науку – алгебру, позволявшую решать любые задачи с помощью уравнений.

Высказывания о математике на экране:

– Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушев.)
– Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов.)
– Как бы машина хорошо не работала, она может решать все требуемые от неё задачи, но она никогда не придумает ни одной. (А. Эйнштейн.)

Итак, 5 классы разделились на 4 команды по 6 участников. Их игру будут оценивать уважаемые члены жюри из преподавательского состава. Домашним задание каждой команды было подготовить приветствие и отобразить дух команды на плакате.

I тур. Приветствие и знакомство команд.

Жюри оценивает по 5 балльной шкале.

II тур – Математическая викторина “Арифметические действия с натуральными числами”.

Справка: Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто даёт больше правильных ответов. [1] Таблица 1.

Таблица 1

Задачи. Способ восприятия. Способ решения. Используемый теоретический материал.
1. Найти произведение чисел:
8*24*125. (24000)

2. Найдите сумму чисел 180 и 170. (350)

3. Число 190 уменьшить в 19 раз. (10)

4. Найти частное чисел 160 и 80. (80)

На слух. Устный. Умножение чисел на 100, 1000.

Сложение, вычитание натуральных чисел. Умножение и деление натуральных чисел.

1. Турист прошёл 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути? (3 ч.)

2. Площадь прямоугольника 50 см2,а площадь квадрата в 2 раза меньше? Чему равна сторона квадрата? (5см.)

3. Найдите объём куба с ребром 4 см. (64 см3.)

4. В куске 12 м ткани.¼ часть ткани отрезали. Сколько ткани отрезали? (3 м.)

На слух. Устный. Формула нахождения пути.

 

Формула площади прямоугольника и квадрата.

Объём куба.

Обыкновенные дроби.

1. Сколько квадратных сантиметров в одном квадратном метре?(10000 см².)

2. Сколько кг в половине тоны? (500кг.)

3. Как называется сотая часть рубля? (Копейка.)

4. Сколько будет тысячная доля килограмма? (1 г.)

На слух. Устный. Единицы измерения площади.

 

Единицы измерения веса.

 

1. Как называется равенство, содержащее букву? (Уравнение.)

2. Как называется расстояние от центра до любой точки окружности. (Радиус.)

3. Как называется сумма сторон прямоугольника? (Периметр.)

4.Как называется правило, записанное с помощью букв? (Формула.)

На слух. Устный. Факториал.

Окружность и круг.

 

Периметр многоугольника.

Формулы.

Вместо звёздочек написать пропущенные цифры.
-*0**
2*05
4123
 -7028
 2905
 
4123
Зрительный. Письменный. Правила вычитания чисел, содержащих нули.

В конце викторины подводятся итоги, при этом учитывается число решённых заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.

III тур. Древние задачи.

1) Задача Архимеда. [2]

Стомахион Архимеда – классическая игра-головоломка на составление различных фигур из частей особым образом разрезанного исходного квадрата.

Эта игра была распространена в позднюю эпоху Римской империи (IV–VIIвв). Описание стомахиона сохранилось из сочинения Архимеда. Овладев секретом “стомахионной мозаики” (составление фигурок может быть совершено точным или же допускается некоторое приближение), можно составить различные фигуры.

Древнегреческий учёный Архимед (ок. 287–212 д.э.) родился в богатом торговом городке Сиракузы в Сицилии. Отец Архимеда Фидий был астрономом и рано привил сыну любовь к математике, механике и астрономии. Архимед изобрёл знаменитый “архимедов винт” и “архимедов рычаг”, открыл закон гидростатики (закон Архимеда). Архимеду принадлежит целый ряд классических сочинений по математике, в которых он предвосхитил методы высшей математики XVII в. [3]

На задание выдаётся 7–8 мин. Команды должны посчитать и написать на бумаге, за правильный ответ 5 баллов. Пока команды заняты делом, болельщикам предоставляется возможность добавить очки в копилку любой из команд. Вам предлагается ответить на легкие логические вопросы. Каждый балл заработанный балл жюри записывает, по желанию болельщика, в определенную команду. Самый активный болельщик получает памятный приз.

По истечению времени, жюри оценивает работу команд.

2) Старинная народная задача. [4] Команды должны посчитать и написать на бумаге, за правильный ответ 5 баллов.

Шли 7 старцев.

У каждого старца по 7 костылей, На каждом костыле по 7 сучков,

На каждом сучке по 7 кошелей, В каждом кошеле по 7 пирогов,

В каждом пироге по 7 воробьев. Сколько всего воробьев? Ответ: 137 256

Жюри подчитывает баллы.

VI тур. Игра на знание математических слов.

Задание: Записать математические слова, начинающиеся на буквы из слова параллелепипед. Всего 7 разных заглавных букв, на которые существуют математические термины. Каждое слово одно очко. На задание даётся 5 мин.

А на время исполнения задания, концертный номер.

По истечения времени, работы сдаются членам жюри. Они подводят итог. Вручаются дипломы и призы.

Список литерартуры

  1. В.Г. Коваленко “Дидактическик игры на уроках математики”: – М.: Просвещение, 1990. 96 с.
  2. Данилов Ю. “Стомахион”// Квант, 1978 – № 8. – с.50–53.
  3. Архимед. Сочинения/ Пер. Вступительная статья и коммент. И.Н. Веселовского. Пер. Арабских текстов Б.А. Розенфельд. – М.: Физматгиз, 1962.
  4. Баврин И.И., Фрибус Е.А. “Занимательные задачи по математике”.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999, – 208 с.