Учебный проект "Успеваемость"

Разделы: Математика


Тема проекта: “Успеваемость”.

Проблема: проследить, как изменилась качественная успеваемость учащихся по изучаемым предметам на конец 5 класса и первой четверти 6 класса.

Возраст: 6 класс.

Время работы: 2 урока, внеурочное время между уроками.

Цели:

  • Образовательная – научить пользоваться приобретенными знаниями; выявить умение работать самостоятельно.
  • Воспитательная – ответственность за выполнение работы, умение общаться.
  • Развивающая – развивать умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, умение применять информационные технологии для решения прикладных задач.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к теме проекта.
  2. Организовать самостоятельную работу учащихся.
  3. Следить за ходом самостоятельной работы.
  4. Помочь применить имеющиеся знания в практической ситуации.
  5. Организовать презентацию деятельности учащихся.

Два плана учебного проекта.

I. Видимый для учащихся.

Тема проекта: “Успеваемость”.

Проблема: Проследить, как изменяется качественная успеваемость по предметам в конце 5 класса и первой четверти 6 класса.

Задачи:

  1. Составить таблицы успеваемости в конце 5 класса и первой четверти 6 класса.
  2. Составить столбчатые диаграммы изменений.
  3. Выполнить расчеты качественной успеваемости в процентах.
  4. Оформить работу в виде слайдов презентации.

II. Невидимый для учащихся.

Тема: “Успеваемость”.

Цели:

  • Образовательная – уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; выявить умение самостоятельно работать над проблемой.
  • Воспитательная – воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы; навыки делового общения.
  • Развивающая – развивать умение применять полученные знания на практике; умение планировать; умение принимать решения.

Необходимый перечень ЗУНов:

  1. Понимать смысл термина “Процент”.
  2. Знать, что такое столбчатая диаграмма.
  3. Понимать смысл термина “частота”.
  4. Уметь решать простейшие задачи на проценты.
  5. Уметь выполнять вычисления.
  6. Уметь обращать обыкновенные дроби в десятичные и обратно.
  7. Уметь составлять частотную таблицу.
  8. Уметь строить столбчатые диаграммы.
  9. Уметь систематизировать и выполнять подсчет данных.

Необходимые специфические умения и навыки.

Самостоятельно работать.

  1. Вести сбор необходимой информации.
  2. Систематизировать информацию.
  3. Планировать деятельность.
  4. Вести самоанализ.
  5. Представлять результат.
  6. Обеспечение проекта.

1. Составление расписания занятий.

2. Учет работы завуча по учебной части, секретаря школы, компьютерного класса.

Материально-техническое: компьютеры, программа для создания презентаций Microsoft Office PowerPoint.

Организационные формы обеспечения проекта: классная и внеурочная деятельность.

Осуществление проекта.

1-й этап – погружение в проект.

Учитель предлагает предварительно просмотреть дневники за 5 класс. Обратить внимание, какие отметки в конце года, с какими оценками закончили первую четверть 6 класса. Таким образом, произошло вживание в ситуацию.

Учитель конкретизирует проблему. Выяснить, какова успеваемость по предметам в 5 классе и первой четверти 6 класса.

Дети делятся на пары и работают над следующими задачами:

1. Составить таблицу частот отметок по предметам:

1-я пара – русский язык.
2-я пара – литература.
3-я пара – математика.
4-я пара – история.
5-я пара – природоведение.
6-я пара – иностранный язык.
7-я пара – изобразительное искусство.
8-я пара – информатика.

2. Данные таблицы представить в виде столбчатой диаграммы.

3. С помощью диаграмм вычислить качественную успеваемость в процентах по формуле: число учащихся с “4”, “5” разделить на число всех учеников и умножить на 100%.

4. Сравнить полученные результаты.

2-й этап – организация деятельности.

В каждой группе 2 человека: один составляет таблицу частот, а второй строит диаграмму. Оформляют один слайд общей презентации “Успеваемость”.

Учитель обобщает задание: каждой паре составить столбчатую диаграмму успеваемости, изменения качественной успеваемости представить в процентах.

3-й этап – осуществление деятельности.

Ребята работают в парах над поставленными задачами. Один в паре выполняет расчеты, а другой чертить диаграмму. Вместе создают слайд для презентации. Данные берутся из дневников или классных журналов. По необходимости посещают завуча или секретаря школы в свободное от занятий время с целью уточнения оценок.

4-й этап – презентация.

Ребята составляют презентацию из слайдов со столбчатыми диаграммами. Каждая пара комментирует диаграммы результатами своих исследований. Учитель просит рассказать, что было самым интересным в проекте, описать возникающие трудности и как они были преодолены.

Затем учитель вместе с учащимися подводит итог, что диаграммы из слайдов показывают изменения успеваемости в лучшую или худшую сторону по предметам из-за разного рода причин.