ООД по направлению "Познавательно-речевое развитие" из ОО "Коммуникация" "Времена года"

Разделы: Коррекционная педагогика


Программное содержание.

Цель: закрепление знаний детей о временах года с использованием тематических коллажей.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  1. активизировать словарь по лексическим темам: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”;
  2. продолжать учить детей строить высказывания описательного типа с опорой на схему;
  3. продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами;
  4. закреплять умение составлять слова из букв;
  5. закреплять умение согласовывать числительные с именами существительными;
  6. закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
  7. закреплять умение называть детенышей животных;
  8. упражнять в счете и в нахождении места цифры в числовом ряду;
  9. автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.

II. Коррекционно-развивающие:

  1. продолжать развивать общую и мелкую моторику;
  2. продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
  3. продолжать развивать умение ориентироваться на листе;

III. Воспитательные:

  1. воспитывать нравственные качества.

Оборудование: 4 тематических коллажа (“Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”), схемы для составления описательных рассказов, д/и “Назови блюдо”, д/и “Собери картинку и найди отличия”, д/и “Куда полетит бабочка”, снежинки, буквы, цифры (1–10), мяч, логоритмическое пособие “Снежки”, логоритмическое упражнение Е. Железновой “Лепим и играем в снежки”, иллюстрации к рассказу К.Д. Ушинского “Четыре желания”, наборы цветных карандашей.

Организационный момент. Приветствие.

I. Беседа по рассказу К.Д Ушинского “Четыре желания”.

Воспитатель: “Вчера мы с вами прочитали рассказ К.Д. Ушинского “Четыре желания” и познакомились с мальчиком Митей. Скажите, ребята, почему Митя любил осень?

– Почему Митя любил зиму?
– Почему Митя любил весну?
– Почему Митя любил лето?

Ответы детей:

– Митя любил осень, потому что он собирал румяные яблоки и желтые груши.
– Митя любил зиму, потому что катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке.
– Митя любил весну, потому что бегал за пестрыми бабочками по зеленому лугу, собирал цветы.
– Митя любил лето, потому что он ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.

Воспитатель: “Митя любил и осень, и зиму, и весну, и лето. Мы предлагаем вам отправиться в путешествие по временам года и убедиться, что каждое из них хорошо по – своему”.

II. Составление предложений (с использованием схемы).

Рисунок 1.

Логопед: “Первое время года, в которое мы отправляемся, это осень”.

– Назовите приметы осени?

Ответы детей:

Солнце греет слабо.

Небо часто покрыто тучами, идут дожди.

Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают.

Деревья стоят голые.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, обувают сапоги, ботинки.

Звери готовятся к зиме.

Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Люди собирают урожай.

III. Дидактическая игра “Приготовь блюдо”.

Рисунок 2.

Воспитатель: “Представьте, что мы с вами тоже собрали урожай. Давайте приготовим вкусные блюда”.

Икра из кабачков (какая?)…кабачковая.

Салат из капусты (какой?) …капустный.

Сок из яблок (какой?) …яблочный.

Соус из чеснока (какой?)…чесночный.

Каша из тыквы (какая?)…тыквенная.

Суп из гороха (какой?)…гороховый.

Компот из груш (какой?)…грушевый.

IV. Дидактическая игра “Назови гриб”.

Воспитатель: “Ребята, посмотрите, какой богатый урожай грибов в нашем лесу. Давайте назовем их”.

Гриб, который растет под березой, называется….подберезовик.

Гриб, который растет под осиной, называется….подосиновик.

Гриб, про который говорят “Царский”, называется…боровик.

Гриб, у которого есть родственник среди зверей, называется…лисичка.

Грибы, которые растут на пнях, называются…опята.

Воспитатель: “Все ли грибы в нашем лесу съедобны?” (Мухомор – несъедобный гриб).

V. Составление предложений (с использованием схемы).

Рисунок 3.

Логопед: “Ребята, нам пора отправляться в путь. Время года, которое наступает после осени, называется…зима”.

– Назовите приметы зимы.

Ответы детей:

Зимой холодно, часто идет снег, метут метели.

Речки замерзают и покрываются льдом.

На деревьях лежит иней.

Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири.

Люди надевают теплую зимнюю одежду: шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки.

Все дети очень любят зиму: можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах.

Зимой бывает самый любимый праздник – Новый год.

VI. Дидактическая игра “Сложи картинку и найди отличия”.

Рисунок 4.

Воспитатель: “Зимой дети очень любят лепить снеговиков. Я предлагаю вам “слепить” снеговиков”.

Складывание 2-х картинок “Снеговики” (из 6-ти частей) на столе и перенесение их на коллаж.

Воспитатель: “Найдите отличия между снеговиками”.

VII. Логопед: “Ребята, посмотрите какие красивые снежинки. Помогите мне их собрать. Д/и “Сосчитай” (одна снежинка, две снежинки…) Дети с логопедом собирают и считают снежинки, которые прикреплены к коллажу.

(Во время физкультминутки снежинки следует заменить буквами.)

Рисунок 5.

VIII. Физкультминутка “Играем в снежки”.

Рисунок 6.

Воспитатель: “Ребята, а давайте в снежки поиграем”.

Воспитатель с детьми играет в подвижную игру под музыку Е.Железновой “Играем в снежки”.

IX. Дидактическая игра “Составь слово”.

Рисунок 7.

Логопед: “Ребята, пока мы с вами играли в снежки, наши снежинки превратились в буквы. Какие слова мы можем из них составить?”

X. Составление предложений (с использованием схемы).

Рисунок 8.

Логопед: “Продолжим наше путешествие. Время года, которое наступает после зимы, называется…весна”.

– Назовите приметы весны.

Ответы детей:

Весной ярче светит солнце.

Небо ясное, высокое, голубое.

Снег темнеет, тает, и на первых проталинах появляются подснежники.

Деревья оживают, просыпаются.

Почки начинают набухать.

Люди одеваются не так тепло, как зимой.

Дети пускают кораблики, играют с друзьями, делают скворечники.

У животных появляются детеныши.

XI. Дидактическая игра “Назови детеныша”.

Рисунок 9.

Логопед: “Мы вспомнили о том, что у животных весной появляются детеныши. Давайте с вами назовем их.

У лисы (кто?) лисенок.

У белки (кто?) бельчонок.

У медведицы (кто?) медвежонок.

У зайчихи (кто?) зайчонок.

У ежихи (кто?) ежонок.

У барсучихи (кто?) барсучонок.

У лосихи (кто?) лосенок.

XII. Дидактическая игра “Пропущенная цифра”.

Рисунок 10.

Воспитатель: “Ребята, весна радует нас красивыми цветами нарциссами. Внимательно посмотрите на наш букет и назовите, какое число пропущено”.

Ответы детей.

Воспитатель: “Из каких геометрических фигур составлена ваза?”

Ответы детей.

XIII. Составление предложений.

Рисунок 11.

Логопед: “Ребята, продолжаем путешествовать. После весны наступает… лето”.

– Назовите приметы лета”

Ответы детей:

Лето – самое теплое время года.

Летом ярко светит солнце.

Распустились красивые цветы.

Летом много насекомых: бабочек, стрекоз, муравьев, жуков, пчел, кузнечиков, паучков.

Зреют овощи, фрукты, ягоды.

Дети любят купаться, загорать, ловить рыбу, кататься на велосипеде.

XIV. Дидактическая игра “Скажи, где гусеница?”

Рисунок 12.

Логопед: “Ребята, мы с вами оказались на полянке, где живут веселые гусеницы. Они любят играть с цыпленком в прятки”.

Составление предложений с предлогами.

XV. Дидактическая игра “Найди двух одинаковых бабочек”.

Рисунок 13.

Воспитатель: “Гусеницы превратились в красивых бабочек. Внимательно посмотрите и назовите, под какими цифрами находятся две одинаковые бабочки”.

XVI. Дидактическая игра “Куда летит бабочка?”

Воспитатель: “Ребята, сейчас вместе с бабочкой мы покружимся над цветочной полянкой”.

Бабочка села на цветок (центр “полянки”).

Бабочка полетела в правый верхний угол.

Бабочка полетела в левый нижний угол.

Бабочка полетела в правый нижний угол.

Бабочка полетела в левый верхний угол.

Бабочка села на цветок.

XVII. Итог.

Воспитатель: “Наше путешествие закончилось. Ребята, папа Мити был прав, когда записывал все, что говорил мальчик о временах года. Мы дарим вам цветные карандаши, чтобы вы нарисовали любое время года, которое вам нравится.