План-конспект урока "Амины". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Учебник:

Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2010.

Цель урока: изучить класс азотосодержащих органических веществ — амины, их строение, свойства, применение.

Задачи:

обучающие:

1) научить обучающихся составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства аминов, сравнивать их со свойствами аммиака;

2) научить доказывать взаимное влияние атомов в молекулах предельных и ароматических аминах (на примерах метиламина и анилина);

развивающие:

1) развить и углубить понятия о взаимном влиянии атомов в молекулах;

2) продолжать развитие химического мышления;

3) совершенствовать грамотную химическую речь;

воспитательные:

1) способствовать формированию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

2) побудить к активной работе мысли.

Тип урока: изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы работы обучающихся: устные ответы, письменная работа в тетрадях, обсуждение результатов демонстрационного эксперимента, работа на ноутбуках и интерактивной доске.

Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, интерактивная доска, персонально оборудованное рабочее место учителя; химическое оборудование: фарфоровая ступка, стеклянная палочка, 2 пробирки, пробка с газоотводной трубкой, кристаллизатор с водой, пробиркодержатель, спиртовка, спички; вещества: хлорид аммония, гидроксид кальция, раствор фенолфталеина, раствор серной кислоты.

Структура и ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие. Заполнение электронного журнала (тема урока, отсутствующие обучающиеся).

2. Актуализация знаний.

- В 1842 году Н.Н. Зининым был осуществлён огромный вклад в развитие химической промышленности, в том числе и фармацевтики. По реакции Зинина можно получить вещества нового класса.

Давайте установим формулы веществ, если известно, что массовые доли элементов

в одном веществе:

С = 77,42%, Н = 07,53%, N = 15,05%;

в другом веществе:

С = 38,71%, Н = 16,13%, N = 45,16%.

(Двое обучающихся решают задачи у доски. Ответ: а) С6Н7N; б) СН5N)

3. Объяснение нового материала.

- Как вы думаете, к какому классу будут относиться эти вещества? (Версии ответов обучающихся)

Итак, мы с вами познакомимся с новым классом веществ – аминами.(Запись темы в тетради)

Внимание на экран.

Показ анимации “Структурные формулы аминов”. Приложение 1. http://fcior.edu.ru/card/209/stroenie-nomenklatura-i-
svoystva-aminov-ih-poluchenie-i-primenenie.html

(Запись обучающимися определения аминов и аминогруппы. Записи структурных формул и названий: метиламина, диметиламина, триметиламина)

- Почему метиламин – первичный, диметиламин – вторичный, триметиламин – третичный?

(Устный ответ обучающихся:

в первом случае у аммиака замещён один атом “Н” на группу СН3-,

во втором: два атома “Н” на два углеводородных радикала СН3-,

в третьем: три атома “Н” на три углеводородных радикала СН3-).

- У аминов существует три вида изомерии.

Внимание на экран.

Интерактивное задание. Тест “Номенклатура и изомерия аминов”. Приложение 1. (Осуществление перетаскивания мышкой правильного ответа, запись в тетради примеров изомеров)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f83e-
8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_02.swf

4. Закрепление изученного (рефлексия).

- Выполните интерактивное задание “Номенклатура и изомерия аминов” на компьютере. Приложение 1.

(Выполнение интерактивного задания на ноутбуках)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f83e-
8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_02.swf

5. Объяснение нового материала.

- Как можно получить аммиак в лаборатории? Какими свойствами он обладает?

Демонстрация эксперимента. Получение аммиака, растворение его в воде, взаимодействие NH3 с газообразным HCl, испытание раствора NH3 фенолфталеином, нейтрализация серной кислотой.

(Устные ответы, дополнения и корректировка ответов друг друга, запись уравнений реакций:

- Аммиак в лаборатории можно получить взаимодействием соли аммония с щёлочью (запись примера реакции).

- Раствор фенолфталеина приобретает малиновое окрашивание в водном растворе аммиака. Значит, аммиак проявляет свойства оснований.

- При взаимодействии аммиака с кислотами образуется соль аммония по донорно – акцепторному механизму (запись примеров реакции)

- Для сравнения химических свойств аминов с аммиаком я вам посоветую составить таблицу “Химические свойства аммиака, предельных аминов и анилина”.

Внимание на экран.

Учебный модуль “Строение, номенклатура и свойства аминов”. Приложение 1.

(Обучающиеся заполняют таблицу, используя на ноутбуках учебный модуль “Строение, номенклатура и свойства аминов”, учебник на странице 151 – 153).

http://fcior.edu.ru/card/209/stroenie-nomenklatura-i-
svoystva-aminov-ih-poluchenie-i-primenenie.html

- Итак, какими свойствами обладают амины предельного ряда?

(Устные ответы и фиксирование выводов в тетрадь:

- Аммиак и амины предельного ряда обладают основными свойствами).

- По какому механизму амины и аммиак присоединяют ион водорода в воде и растворах кислот?

(- По донорно-акцепторному механизму).

6. Закрепление изученного (рефлексия).

- Выполните интерактивное задание “Химические свойства аминов предельного ряда” на компьютере. Приложение 1.

(Выполнение интерактивного задания (теста) на ноутбуках).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f83f-8cff-
11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_03.swf

7. Объяснение нового материала.

- Исходя из строения молекул аммиака, предельных аминов и анилина, что вы можете сказать об изменении основных свойств сравниваемых веществ?

(Устные ответы и запись электронных формул аммиака, метиламина, анилина в тетрадь:

- Предельные амины более сильные основания, чем аммиак, а анилин более слабое основание, чем амины и аммиак).

- Почему предельные амины более сильные основания, чем аммиак?

(- Атом “N” в молекуле метиламина приобретает больший по значению отрицательный заряд, чем атом “N” в молекуле аммиака. Атом азота в молекулах аминов сильнее притягивает к себе протоны).

- Почему ароматические амины - слабые основания?

(- Бензольное ядро оттягивает свободную электронную пару от атома азота аминогруппы, атом азота в молекуле анилина слабее притягивает к себе протоны).

8. Закрепление изученного (рефлексия).

- Выполните интерактивное задания “Сравнение основных свойств аминов предельного ряда, ароматических аминов, аммиака” на компьютере. Приложение 1.

(Выполнение интерактивного задания (теста) на ноутбуках).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f843-
8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_08.swf

- С каким классом веществ вы сегодня познакомились?

(- С аминами предельного ряда и ароматическими – анилином).

- Какими свойствами обладают амины?

(- Основными).

- Как изменяется сила основных свойств в ряду: анилин – аммиак – предельный амин?

(- Аммиак более сильное основание, чем анилин, но более слабое, чем предельный амин).

9. Итоги урока.

Выставление оценок за урок в электронный журнал.

Домашнее задание. § 36; стр. 157, вопрос № 9 (письменно). (Запись в дневник).

- Дома подготовьте, пожалуйста, сообщения в виде презентации “Получение аминов” или “Применение аминов”, используя учебник на стр. 153 или учебный модуль “Строение, номенклатура и свойства аминов. Их получение и применение”. Приложение 1.

§ 36; стр. 157, вопрос № 9 (письменно).

http://fcior.edu.ru/card/209/stroenie-nomenklatura-i-
svoystva-aminov-ih-poluchenie-i-primenenie.html

Внесение записи в электронный журнал в графу “Домашнее задание”.