Программа элективного курса по математике для 6-го класса "Математическая мозаика"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Данный элективный курс рассчитан на 16 часов для учащихся 6-х классов. Общеизвестно, что математика  предмет сложный и часто не особенно увлекательный для большинства учащихся. А программа устроена так, что у учителя практически не остается времени на уроке для увлекательного и занимательного материала.  Психологические исследования, да и сама жизнь показывают, что не поспоришь  с М.В.Ломоносовым по поводу того, что математика ум в порядок приводит. Поэтому родилась идея элективного курса по решению занимательных  задач «Математическая мозаика», чтобы обучение было с увлечением.

Цель данного курса – познакомить учащихся с миром занимательных математических задач и обучить некоторым приемам их решения.
– развить у учащихся интерес к изучению математики;
– познакомить с разнообразным миром математических задач;
– обучить некоторым приемам решения занимательных задач;
– развитие математической культуры;
– привить учащимся навык работы с текстом;
– формирование и развитие навыков аналитического мышления;
– развитие логического мышления, рефлексии, синтеза и анализа;
– развитие математической интуиции;
– углубление и расширение математических знаний.

Задачи курса:

1. Развитие у учащихся интереса к изучению математики и воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса..
2. Знакомство учащихся с разнообразным миром математических задач.
3. Обучение некоторым приемам решения занимательных задач.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам и математическим конкурсам.
4. Развитие  математической культуры.
5. Обучение приемам работы с текстом при решении задач с целью развития коммуникативной компетентности.
6. Формирование и развитие навыков аналитического мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности.
7. Развитие логического мышления, рефлексии, синтеза и анализа.
8 Развитие математической интуиции.
9. Углубление и расширение математических знаний.
10.Научить представлять результат своей работы и объективно оценивать работы других.

Содержание программы:

Тема занятия Краткое содержание занятия
1. Вводное занятие. Мир занимательных задач. Забавные истории. Примеры.
2. Задачи из старинных рукописей. Житейские истории. Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси с хозяйственно-бытовым, житейским сюжетом.
3. Задачи из старинных рукописей. Путешествия. Задачи про путешественников из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси.
4-5. Задачи из старинных рукописей. Денежные расчеты. Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси, носящие торгово-финансовый характер.
6-7 Задачи из старинных рукописей. Смешивание веществ. Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси на части и пропорции.
8-9. Любопытные свойства чисел. Элементарные задачи из теории чисел.
10-11. Задачи-шутки. Задачи загадки. Задачи на внимательное восприятие и анализ текста.
12-13. Задачи из старинных рукописей. Сколько кому лет? Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси.
14-15. Задачи на переливания. Задачи, в которых используются 2 и более сосудов разной вместимости, при помощи которых надо за определенное или любое количество переливаний получить необходимый объем исходной жидкости.
16. Зачетное занятие. Смотр творческих работ. Представление индивидуальной подборки занимательных задач по любой теме с оформлением.

Формы работы:

Занятия состоят из теоретической и практической части. Работа над уже знакомой учащимся теоретической частью осуществляется в форме беседы, над новой – в лекционной форме. Практическая часть занятий проходит в режиме самостоятельной работы учащихся  над задачами с последующим совместным обсуждением. Действует рейтинговая система.

Формы контроля:

  • Учет посещаемости
  • Процент решаемости задач каждого вида (не менее 75% от решаемых самостоятельно задач)
  • Оценка ученического коллектива (творческая часть) и учителя (содержательная часть);  творческой работы ученика (работа должна быть оформлена в виде подборки самостоятельно найденных занимательных задач (2-3 штуки)  по пройденным темам с решениями.

Ожидаемые результаты:

После изучения курса учащиеся должны:

  • уметь определять тип занимательной задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
  • уметь применять полученные математические знания при решении задач;
  • познакомиться с основными приемами работы с текстом, приобрести начальные знания и умения  работы с текстом как средством для дальнейшего формирования у учащихся  коммуникативной компетентности.

Список литературы:

1. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М.: Просвещение,1994 г.
2. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: Издательство Русанова,1994 г.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО,2008 г.
4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение,1989 г.
5. Интернет.

Предполагаемые темы групповых проектов:

1. «Занимательные задачи, которые решали наши предки»
2. «Занимательные задачи в Германии»
3. «Занимательные задачи в Великобритании»
4. «Занимательные задачи во Франции»

В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с некоторыми типами занимательных задач и методами их решения, и в проекте хотелось бы показать то, чему они научились. И в тоже время, учитывая специфику лингвистической гимназии, а так же необходимость формирования у учащихся коммуникативной компетентности, целесообразно ввести лингвистический компонент в изучение условия задач, а именно, поработать в ходе проекта со старорусским языком и иностранными языками. Поэтому у каждой группы предусмотрено два руководителя: учитель математики и словесник или преподаватель иностранного языка.
Приведем примерные планы работы учащихся по проектам предложенной тематики.

Проекты №2, 3, 4.

Тема проекта:  «Занимательные задачи Германии (Франции, Великобритании)»

Руководители проекта:

учитель математики ФИО
учитель немецкого (французского, английского) языка ФИО
учитель истории ФИО

Участники проекта: ФИО учащихся

Цели:  

ознакомиться с культурой математических занимательных задач в Германии (Франции, Великобритании);
– научиться грамотно выполнять художественный перевод текста задач  на русский язык;
– научиться решать занимательные задачи;
– приобрести навыки работы в команде;
– научиться представлять результаты своего интеллектуального труда в виде готового продукта.

Задачи: 

1. Сбор информации по теме проекта при помощи разнообразных информационных ресурсов.
2. Подобрать занимательные задачи, популярные в Германии, на немецком языке. (Подобрать занимательные задачи,  популярные во Франции, на французском языке. Подобрать занимательные задачи, популярные в Великобритании, на английском языке.)
3. Перевести текст задач на русский язык и решить их.
4. Скомпоновать и оформить подобранную информацию в виде компьютерной презентации и доклада с печатной основой.
5. Подготовиться к защите проекта.

Готовый продукт: доклад с печатной основой, компьютерная презентация.

Проект №2

Тема проекта:  «Занимательные задачи, которые решали наши предки»

Руководители проекта:

учитель математики ФИО
учитель литературы ФИО
учитель истории ФИО

Участники проекта: ФИО учащихся

Цели: 

ознакомиться с культурой математических занимательных задач в Древней Руси;
– научиться грамотно выполнять художественный перевод текста задач  на современный русский язык;
– научиться решать занимательные задачи;
– приобрести навыки работы в команде;
– научиться представлять результаты своего интеллектуального труда в виде готового продукта.

Задачи:

1. Сбор информации по теме проекта при помощи разнообразных  информационных ресурсов.
2. Подобрать интересные занимательные задачи из древнерусских источников.
3. Перевести текст задач на современный русский язык и решить их.
4. Скомпоновать и оформить подобранную информацию в виде компьютерной презентации и доклада с печатной основой.
5. Подготовиться к защите проекта.

Готовый продукт: доклад с печатной основой, компьютерная презентация.