Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости социально дезадаптированных подростков в рамках проекта "Оздоровление"

Разделы: Социальная педагогика


Цель - создание условий для социализации социально дезадаптированных детей и подростков.

Задачи:

  • сформировать или восстановить утраченные социальные навыки;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к закону, нормам коллективной жизни;
  • расширять правовые знаний детей и подростков в практической деятельности, специально заданных ситуациях;
  • развивать потребности в здоровом образе жизни, принятии ценности “здоровья” и осознания ее значимости каждым ребенком и подростком;
  • способствовать получению знаний для профессионального самоопределения.

Ресурсы

Кадровое обеспечение

  • Руководитель проекта (1 человек): в его функции входит общее руководство реализацией проекта, планирует деятельность, осуществляет комплекс мероприятий согласно календарно тематического плана; представляет отчеты о результатах работы; осуществляет взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями.
  • Воспитатель - (8 человек): осуществляет сопровождение детей во время всего периода, реализует мероприятия, способствует укреплению детского коллектива, предупреждает конфликтные ситуации.
  • Вожатый (из числа студентов) - (6 человек) оказывает помощь воспитателям в соответствии с комплексом мероприятий согласно календарно тематического плана, способствует укреплению детского коллектива, предупреждает конфликтные ситуации.
  • Социальный педагог - (1 человек), его функциональные обязанности предполагают: социально-педагогическое сопровождение проекта, проведение диагностики, организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних, употребления ПАВ и др. виды профилактики.
  • Психолог - (2 человека) осуществляет социально-психологическую поддержку воспитателям и несовершеннолетним, проводит диагностику, анкетирование, участвует в реализации мероприятий согласно содержанию проекта и календарного плана. Создает в целом благоприятную атмосферу в ходе мероприятий и повышает уровень развития коммуникативных навыков.
  • Инструктор по физкультуре - (1 человек) организует спортивно - оздоровительную работу, проводит утреннюю гимнастику, соревнования и спортивные мероприятия.
  • Инструктор по труду - (2 человека) основными направлениями деятельности являются:- дополнительное образование несовершеннолетних в условиях летней оздоровительной смены, организация и участие в общих мероприятиях.
  • Музыкальный руководитель - (1 человек) организует культурно-досуговую деятельность, способствует раскрытию творческих возможностей несовершеннолетних.
  • Инженер по технике безопасности - (1 человек) - в его функции входит обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во время проводимых мероприятий.
  • Социальный работник - (2 человека) - обеспечивает выполнение правил внутреннего распорядка и соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований несовершеннолетними.
  • Специалист по социальной работе - (1 человек)осуществляет работу с документацией, личными документами несовершеннолетними, взаимодействует с родителями по вопросам реализаций отдыха детей в рамках учреждения.
  • Ответственный за обеспечение СМИ - (1 человек) собирает информацию о значимых фактах, событиях и достижения смены, анализирует и распространяет в средствах массовой информации, формирует позитивное общественное мнение о деятельности учреждения по организации летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Информационное обеспечение

  • При реализации программы планируется привлечение СМИ с целью освещения деятельности в данном направлении, привлечения спонсорских средств, распространения опыта и рекламы:

Методическое обеспечение

  • Наличие данного проекта и календарно-тематического плана;
  • Наличие методических рекомендаций по организации мероприятий, игр и т.д.;
  • Приобретение необходимой методической литературы и периодических изданий.

Содержание проекта

Реализация целей и задач состоит в организации сюжетно-ролевой игры “Супертинеджейр”. Играющими становятся все участники проекта. Игра начинается на третий день летней смены и продолжается до конца смены. Игровой замысел заключается в том, чтобы участники проекта совершили как можно больше хороших “супердел”, смогли научиться отвечать за свои слова и поступки, находить способы решения проблем. Результаты игры заносятся в карту успехов, по окончании игры выявляются лидеры - “супертинейджеры”, которые получают поощрительные призы.

Летняя оздоровительная смена предусматривает элементы деятельности, ориентированные на адаптацию, интеграцию и самореализацию детей и несовершеннолетних. Отряды делятся на младший, средний и старший. Старший отряд 4 часа в день занимается трудовой деятельностью, остальное время – досуговой деятельностью с остальными участниками проекта. Деятельность лагеря разбита на 5 блоков:

- досуговый;

- оздоровительный;

- трудовой;

-психологический и социально-педагогический;

-профилактический.

№ п/п Название блока Мероприятия Формы и методы реализации
1. Досуговый блок Воспитатели, вожатые, социальные работники, музыкальный руководитель, инструкторы по труду в течение всей смены решают задачи адаптации детей и подростков к новой среде, новому коллективу, развития их социальных навыков, воспитания культуры поведения. Проводятся традиционные дела смены: день знакомств, открытие лагеря “Здравствуй, наш лагерь”, закрытие смены лагеря “Мы говорим вам: до свидания!”. Проводятся конкурсы “ Мастер на все руки”, “Гинесс-шоу”, “Поле чудес”, “А ну-ка, девочки!”, “Крутые перцы”. Экскурсии в МУК “Центральная библиотечная система”, ИКЦ “Старый Сургут”, кинотеатра “Аврора”, парка “Нефтяник”.
2. Оздоровительный блок Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей: сочетание труда и отдыха, максимальное пребывание на воздухе, проведение оздоровительных мероприятий. Ежеутренняя зарядка, посещение соляной шахты, сауны, получение комплекса витаминов, пятиразовое сбалансированное питание.

Спортивные мероприятия включают в себя различные виды спортивных игр:

  • малые олимпийские игры;
  • “День африканского бегуна”
  • эстафета служб 01, 02, 03
  • соревнования по шашкам и шахматам и т.д.
3. Трудовой блок Отряд делится на постоянно действующие рабочие группы. Группа любителей спорта – подготовка спортинвентаря, уборка спортзала, спортивной площадки, помощь в проведении спортивных мероприятий, судейство; Продолжительность рабочего дня 4 часа. Остальное время уделяется участию в сюжетно-ролевой игре “Супертинеджейр
  • группа “Повара” - помощь в уборке столовой, посуды, организация дежурства в столовой;
  • группа “Экологи” - уборка территории и помещений, уход за растениями.
4. Психолого –социально – педагогический блок На начальном этапе должна создаться атмосфера ожидания чего-то нового, неизведанного. Для того, чтобы создать в коллективе благоприятный психологический микроклимат и условия для обучения необходимым навыкам для социализации, проводится предварительное анкетирование начальное, промежуточное и итоговое (приложение № 2). Психолог 2 раза в неделю проводит тренинговые занятия с ребятами по повышению самооценки и развитию социальных навыков.

Социальный педагог изучает личностное развитие ребенка, а также семейную ситуацию, выстраивает межструктурные связи по дальнейшей помощи детям группы риска

5. Профилактический блок Для профилактики правонарушений, обучению правовым нормам и знаниям, 2 раза в неделю инспектор ОДН проводит индивидуально-групповую работу с участниками проекта. Для того, чтобы повысить мотивацию по изучению норм поведения и общения, проводятся развивающие игры

Система оценки и стимулирования детей.

Материальные стимулы:

  • Оплата труда в трудовых отрядах согласно договора с центром занятости;
  • награждение призами, памятными подарками за результаты участия в соревнованиях, коллективно – творческих делах, мероприятиях.

Нематериальные стимулы:

  • ношение отличительного знака члена отряда;
  • занесение имени и фамилии в “Книгу почета”;
  • вручение памятных дипломов;
  • дополнительный сеанс купания или посещение аттракционов;
  • право войти первым в столовую.

Механизм реализации проекта

  • Механизм реализации проекта предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап включает следующие мероприятия:

  1. Детальная проработка всего проекта “Возрождение”, разработка календарной план - сетки, сценариев всех мероприятий, соревнований, конкурсов. Подбор кадров для работы на летней оздоровительной смене в условиях круглосуточного пребывания детей, распределение обязанностей. Проведение инструктивных совещаний с составом летней оздоровительной смены.
  2. Подготовка материально-технической базы. Приобретение медикаментов, спорт–культинвентаря, хозяйственных товаров.
  3. Комплектование отрядов (анкетирование детей и составление списков). Оформление необходимых документов. Проведение необходимых первичных диагностик.

Основной этап включает следующие мероприятия по вовлечению участников в активную деятельность:

  1. Формирование законов и условий совместной работы, подготовка к дальнейшей деятельности по проекту.
  2. Организация и проведение досуговых и оздоровительных мероприятий смены. Проведение тематических и итоговых праздников
  3. Взаимодействие со средствами массовой информации по информированию о деятельности и достижениях участников площадки.
  4. Отслеживание изменений в социальной позиции ребенка (применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов).

Заключительный этап предполагает подведение итогов реализации проекта “Возрождение”:

Анализ результативности реализованной программы и проведение совещания по подведению итогов работы летней площадки, освещение в средствах массовой информации.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

Ожидаемые результаты Критерии оценки
Организована система летнего досуга и отдыха несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Доля охвата подростков от общего количества детей Учреждения, охваченных мероприятиями по отдыху и оздоровлению детей

Количество публикаций и телевизионных материалов в СМИ

Реализация запланированных мероприятий (на 100%)

Соответствие форм, методов работы возрастным особенностям детей согласно проекту

Отсутствие зарегистрированных случаев травматизма детей и работников за летний период

Наличие положительных отзывов несовершеннолетних

Предотвращение совершения правонарушений во время летних каникул

Сформированность социально активной жизненной позиции и социально-нравственных мотивов поведения личности Количество организованных мероприятий, способствующих развитию социальной активности детей (конкурсы, акции)

Доля несовершеннолетних, включенных в мероприятия от общего количества детей смены

Возможность досрочного снятия с учета милиции

Получение правовых норм и знаний, морально – этических ориентиров Эмоциональная стабильность личности;

Наличие социальной ответственности и самостоятельности в своем выборе действия и поступков

Повышение уровня духовно-нравственных качеств личности несовершеннолетних

Наличие сформированных навыков общения путем организации сотрудничества и конструктивного взаимодействия Положительные результаты психологической и социально-педагогической диагностик несовершеннолетних

Наличие готовности к взаимодействию в различных социальных ситуациях

Высокий уровень сплоченности коллектива детей

Сформированность потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье Количество мероприятий способствующих формированию здорового образа жизни

Отсутствие незафиксированных случаев негативных проявлений (вредные привычки) со стороны во время дискотек и мероприятий

Наличие творческих способностей детей Количество организованных мероприятий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей детей;

Положительные результаты психологической и социально-педагогической диагностик несовершеннолетних

Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх

Наличие достижений по результатам проведенных мероприятий (положительные отзывы, грамоты, дипломы и т.д.)

Наличие сформированного толерантного отношения к членам своей семьи и семьям своих сверстников; Положительные результаты психологической и социально-педагогической диагностик несовершеннолетних

Количество организованных мероприятий, способствующих формированию толерантного отношения к членам своей семьи и сверстника;