Урок математики с позиции формирования УУД

Разделы: Математика


В настоящее время одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.

Современному обществу нужны люди инициативные, способные творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовые к самостоятельным действиям и принятию решений. Сегодня для жизни, для деятельности важны не накопленные знания, а умение использовать их. По сути, это социальный заказ школе. Школа должна помочь своим будущим выпускникам приобрести необходимые новые качества личности.

Первым шагом реализации образовательной политики стало введение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Становится важно сформировать у учащихся познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия. Овладев этими действиями, обучающийся овладеет такой компетенцией как умение учиться, он будет способен к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

С 1 сентября 2011 наша школа начала работать по введению ФГОС в начальных классах. Для нас, учителей основной школы, этот проект принимался как руководство к действию.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же они вызвали у меня тревогу. Возникали вопросы один за другим!

  • Как построить урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
  • Каково должно быть его содержание?
  • Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
  • Как правильно спланировать деятельность самих учащихся?
  • Какие приёмы работы будут эффективными?
  • А что делать с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте.

Главное, что мне точно было ясно, урок должен быть другим, он должен отличаться от урока вчерашнего. Но чем?

Первое отличие – меняется деятельность учителя и обучающихся на уроке.

Ученик из присутствующего и исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. В основе урока современного типа заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, в ходе которого обучающийся научится анализировать, планировать свою деятельность, разрабатывать алгоритм своих шагов, выделять главное, формулировать и аргументировать свою точку зрения, работать в группах, оценивать свою работу.

Поэтому второе отличие современного урока я вижу в том, что на уроке у школьника должны формироваться не только знания, умения, навыки, но и универсальные учебные действия.

Значит, учителю просто необходимо особым образом подобрать содержание материала.

Оно должно быть интересным для ученика, способствовать процессу познания и развитию личности.

Организация деятельности предполагается на каждом этапе урока. И она должна быть такой, чтобы у учащихся формировались УУД.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока Обучающиеся должны сами сформулировать тему, учитель направляет учащихся к этому. Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Обучающиеся определяют границы знания и незнания, учитель помогает сформулировать цели и задачи, исходя из темы урока. Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Обучающиеся сами планируют, как достичь поставленных целей и задач урока. Учитель помогает и советует. Регулятивные
Коммуникативные
планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Работают либо индивидуально, либо в парах, либо в группах.
Учитель консультирует.
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Учитель осуществляет контроль за деятельностью учащихся. Регулятивные (самоконтроль), коммуникативные
Осуществление коррекции Обучающиеся самостоятельно формулируют затруднения. Учитель консультирует, советует, даёт задания для осуществления коррекции, помогает. Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Обучающиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи. Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учитель предлагает на выбор задания разного уровня сложности. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Содержание УУД ёмкое. Применительно к предмету математика, выделим следующее.

Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

УУД

МАТЕМАТИКА

Личностные Смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение и уметь находить ответ на него)
Регулятивные Целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
Познавательные Формулировавние познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логическое рассуждение, доказательства, практические действия
Коммуникативные Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа.

Рассмотрим отдельные задания, способствующие формированию УУД. (Приложение)

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий, которые применял ученик.

Считаю, что широкий спектр УУД формируются при выполнении следующих заданий: задания на моделирование реальных жизненных ситуаций, на конструирование ситуации по её графической интерпретации, на выявление ошибок, на планирование деятельности, на нахождение и выбор рациональных способов решений, на практические вычисления.

Для примера рассмотрю следующее задание.

Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка?

Вопрос задачи – создание проблемной ситуации учителем.

Данное задание развивает в комплексе следующие УУД:

Личностные УУДпроявление внимания, интереса, желания больше узнать, ученик увязывает задание с реальными жизненными ситуациями.
Познавательные УУДсоотнесение известной и неизвестной информации; структурирование знаний от того, что имеем для того, что нужно найти, умение извлекать информацию из данного текста задания, выстраивание логической цепочки рассуждения.
Регулятивные УУД поиск решения – составление плана, составление модели уравнения, решение задачи, , выполнение проверки решения – определение степени успешности выполнения своей работы.
Коммуникативные УУДразвитие способности у учащихся выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Таким образом, овладение УУД на всех этапах урока, при выполнении разных видов заданий ведёт к овладению компетенции «умение учиться», что позволит ученикам использовать свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни.