Урок по теме "Анимы. Анилин". 10-й класс

Разделы: Химия, Коррекционная педагогика

Класс: 10


Дети с нарушением слуха имеют особенности психического и речевого развития, плохо или совсем не владеют словесной речь. Изучать химию им сложно. Высокое качество усвоения информации глухими учащимися достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. При изучении новой темы “Амины. Анилин” на уроке используется презентация, которая позволяет представить большой объем информации по химии в короткое время, облегчает учащимся усвоение сложного материала.

Изучение темы “Амины. Анилин” на уроке химии в 10 классе.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока: Рассмотреть классификацию, изомерию, номенклатуру, свойства класса аминов, уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле, познакомиться с областями применения анилина.

Задачи урока: Расширить сведения о влиянии строения веществ на их свойства.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор, экран.
2. Приложение к уроку “Амины”.
3. Учебник: О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень. М: Дрофа, 2012 г.

Ход урока

1. Организационный момент. Озвучивание темы урока, постановка цели.
2. Изложение нового материала.
2.1. Определение.
2.2. Классификация
2.3. Номенклатура и изомерия
2.4. Физические свойства
2.5. Химические свойства
2.6. Применение
2.7. Свойства аминов
2.8. Отдельные представители
3. Закрепление изученного материала.
4. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Озвучивание темы урока, постановка цели.

2. Изложение нового материала.

Мы с вами рассматривали кислородсодержащие органические соединения. В органической химии есть соединения, которые кроме углерода, водорода, кислорода содержат элемент азот. К ним относятся амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты, азотсодержащие гетероциклические соединения. Эти соединения играют важную роль в повседневной жизни. Мы начинаем изучать азотсодержащие органические соединений. Тема нашего урока сегодня – амины (Приложение 1, Слайд 1).

2.1. Определение.

Амины в природе образуются при гниении живых организмов. Амины – это производные аммиака, в молекулах которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородные радикалы (Слайд 2). Общая формула – R-NH2.

2.2. Классификация аминов.

В зависимости от радикала, амины бывают (Слайд 3):

– предельные (см. ниже);
– непредельные СН2 = СН–NН2;
– ароматические С6Н5–NН2.

В зависимости от строения аминогруппы, бывают (Слайд 4):

– первичные R-NH2. Например: СН3–NН2, СН3–СН2–СН2–СН2 –NН2 (Слайд 5);
– вторичные R-NH-R1. Например: СН3–NН–С2Н5 (Слайд 6);
– третичные RN(R1)R2. Например: СН3–N(СН3)–СН3 (Слайд 7).

2.3. Номенклатура и изомерия.

Названия даются путем перечисления радикалов с добавлением слова амин (Слайд 8).

Например:
СН3 – NН2 метиламин;
СН3 – NН–С2Н5 метилэтиламин;
СН3 – N(СН3)–СН3 триметиламин;
С6 Н5 – NН2 фениламин.

Различные радикалы перечисляются в алфавитном порядке.
Например: CH3-CH2-NH-CH3 метилэтиламин.

При наличии одинаковых радикалов используют приставки ди и три.
Например: (CH3)2NH диметиламин.

Первичные амины часто называют как производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на аминогруппы -NH2. В таком случае аминогруппа указывается в названии суффиксами амин (одна группа -NH2), диамин (две группы -NH2) с добавлением цифр, отражающих положение этих групп в углеродной цепи. Например:3 2 1

2.4. Физические свойства.

С1– С3 газы, с запахом аммиака.

С4– С9 жидкости с запахом тухлой рыбы, хорошо растворяются в воде.

С10 твердые, нерастворимые вещества в воде, не имеющие запаха.

2.5. Химические свойства.

Взаимодействие с водой:

Водные растворы аминов имеют щелочную реакцию (амины реагируют с водой по донорно-акцепторному механизму) (Слайд 10).

CH3 – NH2 + HOH = CH3 – NH3OH (CH3 – NH3 + + OH-)
(гидроксид метиламмония)

Амины являются более сильными основаниями, чем аммиак из-за влияния радикалов на атом азота. По этой причине амины взаимодействуют с кислотами.

Взаимодействие с кислотами (Слайд 11):

CH3 – NH2 + HCl = CH3 – NH3 Cl
(хлорид метиламмония)

Реакция горение (Слайд 12):

4CH3 – NH2 +9O2 =2N2 +10H2O +4СО2.

2.6. Применение аминов.

Амины используют при получении лекарственных веществ, полиамидных волокон, красителей, для вулканизации каучука.

2.7.Свойства аминов.

Основные свойства аминов предельного ряда выражены сильнее. Слабые основные свойства ароматических аминов объясняется влиянием групп атомов в органических веществах, например, бензольного кольца на аминогруппу. Бензольное кольцо притягивает к себе электроны атома азота, уменьшая электронную плотность на атоме азота, следовательно, уменьшается способность присоединения протона (катиона) водорода и основные свойства уменьшаются (Слайд 13).

СН3NH2NH3C6H5NH2

2.8. Отдельные представители.

Анилин (фениламин) С6H5NH2 – ароматический амин. Анилин это бесцветная маслянистая жидкость с характерным запахом (т. кип. 184 °С, т. пл. – 6 °С). На воздухе окисляется и приобретает красно-бурую окраску. Ядовит. Анилин широко применяется в производстве красителей, взрывчатых веществ и лекарственных средств (сульфаниламидные препараты).

История открытия анилина. Унфердорбен, химик в Даме (Саксония) нашел в 1826 г. между продуктами сухой перегонки индиго маслообразное вещество, названное им кристалином (Слайд 14).

Несколько лет спустя Рунге в Берлине открыл в каменноугольном дегте соединение, дающее с хлорной известью фиолетовое окрашивание, дал ему название цианода (голубого масла).

Поздние, академик Фрицше в Петербурге, изучал соединения, нашел маслообразное вещество которое назвал анилином, (от португальского названия индиго – “Anil”).

В 1842 г. знаменитому русскому химику Н. Н. Зинину удалось из бензола, заключающегося в каменноугольном дегте, получить восстановлением нитробензола маслообразное тело, названное им бензидамом.

В 1843 г. Гофман показал, что четыре тела: кристалин, цианол, анилин и бензидам тождественны между собою и дал название – анилин.

Получение анилина (реакция Зинина) (Слайд 15):

С6Н5–NО2+6НС6Н5–NН2 + 2Н2О (Уравнение написано схематично.)

3. Закрепление изученного материала.

– Как объяснить, что у диметиламина основные свойства выражены сильнее, чем у метиламина?
– Составьте формулы всех изомеров пропиламина: СН3–СН2–СН2–NН2.
– Написать реакцию взаимодействия метиламина с серной кислотой.

4. Задание на дом.

§ 16 (стр. 116–119).