Конспект комплексного познавательного занятия (подготовительная группа) "В горницу зайдешь, много интересного найдешь!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие познавательного интереса детей к истории и культуре наших предков.

Задачи:

- Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой: ее изготовлением, росписью, убранством, особенностями;

- Уточнять и расширять представление детей о старинных предметах быта;

- Формировать интерес к русским традициям;

- Закрепить умение использовать в речи разные виды предложений;

- Упражнять в употреблении прилагательных с существительными, в согласовании числительных;

- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

- Развивать эстетические чувства и творческое воображение;

- Сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

- Продолжать воспитывать любовь к родной стране.

Оборудование: старинные предметы быта (прялка, люлька, коромысло, ухват, чугунок, резной деревянный сундук), макет русской печки, деревянный брусок, точеная деревянная заготовка фигурки матрешки, расписная Семеновская матрешка, силуэты матрешек с отделкой пластилина для каждого ребенка, разноцветные семена дыни, бусинки, бисер, стеклярус, магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит русская народная мелодия. Дети вместе с воспитателем входят в группу, украшенную предметами народно-прикладного искусства.

- Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, как жили люди в старину на Руси.

- Я вас давно ждала, встала рано, убрала нашу русскую избу, надела красивый сарафан, замесила тесто.

- Милости прошу, проходите, пожалуйста, в русскую избу!

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра “Объяснялки”

- Скажите, как называется комната в избе? (Горница)

- Давайте встанем в кружок и поиграем в игру “Объяснялки”. А поможет нам клубок пряжи!

- Вот клубочек покатился для игры нам пригодился.

- Начну я, - коромысло, с помощью коромысла на плечах носили из колодца ведра с водой.

- Ответы детей:

- Прялка – с помощью прялки...

- В чугунке варили щи да кашу...

- Молодцы!

2. Рассказ об изготовлении матрешки.

- А теперь сядем рядком, да поговорим ладком. Слава нашей стороне, слава русской стороне, и про эту сторону я рассказ сейчас начну!

- Но сначала ребята отгадайте загадку:

- Красные щечки, пестрые платочки, хлопают в ладошки веселые ... (ответы детей)

- И сейчас я познакомлю вас, как делали известную на весь мир игрушку – матрешку. На Руси жили мастера-умельцы, которые изготавливали матрешек. Но не сразу она получалась такой красивой. Фигурка матрешки выстрагивалась из деревянного бруска (показ бруска). Сначала голова, затем туловище, потом умелец искусно начинал выравнивать ее и точеная фигурка становилась интереснее. (показ деревянной заготовки фигурки матрешки). Затем мастер расписывал ее яркими красками. Он рисовал выразительные черненькие глазки, тоненькие бровки, розовые щечки, алые губки. Одевал художник свою матрешку в нарядный сарафан, расписанный цветами, а на голову красивую косынку. Секрет этой игрушки в том, что фигурка разнимается, и вдруг, появляется другая, меньше по размеру, но такая же красивая матрешка, а в ней оказывается еще фигурка, еще и еще. Уж очень хороша, проста, приветлива игрушка! И назвали ее матрешкой, потому что на Руси девочек часто называли Матренами, а ласково Матрешками. Вот так и родилась эта известная на весь мир игрушка-матрешка.

ФКМ

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки!
Восемь кукол деревянных,
В разноцветных сарафанах.
И все они Матрешеньки,
И все они милешеньки,
Все с аленькими щечками,
Под пестрыми платочками!

3. Дидактическая игра “Мы все такие разные”.

- Сколько же матрешек сделал мастер! Давайте сосчитаем их.

- Ответы детей:

- Одна расписная матрешка

- Две нарядные матрешки

- Три веселые матрешки...

- Ребята, сейчас нужно расставить матрешек от самой высокой до самой низкой. И назвать величину каждой матрешки. А теперь расставить матрешек от самой низкой до самой высокой, и назвать величину каждой матрешки (ответы детей).

- Давайте и мы построимся в колонну по одному от самого высокого ребенка до самого низкого.

4. “Творческая мастерская”.

- Ой, ребята, вы слышите, кто-то шепчется? Да это же матрешкины подружки-хохотушки, но не нарядные, а где же их расписные сарафанчики и косынки? Что же нам делать? (ответы детей)

- Правильно, сейчас вы будите мастерами-умельцами, вам нужно украсить сарафанчики и косынки матрешкам красивым узором, с помощью бисера и бусинок. На столах у вас есть различные украшения (включаю в этот момент спокойную народную мелодию).

- У каждого получилась своя красавица. Просто загляденье!

- Расскажите, какая у вас получилась матрешка! (ответы детей).

- Ваши матрешки украсят нашу горницу.

III. Итог занятия.

- Сегодня мы говорили о знаменитой на весь мир игрушке-матрешке.

- Что нового вы сегодня узнали (ответы детей).

- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

- Кому вы расскажите об этом? (ответы детей).

Сюрпризный момент.

- А пока вы мастерили, наша печка испекла нам пирожки! Вот как дружно мы живем, пироги с чаем пьем, всех в гости зовем. Милости прошу к столу!