Логопедическое занятие на тему "Осень"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Задачи:

Образовательные:

  • Согласование прилагательных с существительными.
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивающие:

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию просодической стороны речи.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

Слайд №2

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Чтение отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин”:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

- Какие чувства вы испытываете при прослушивании стихотворения?

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в отрывке?

II. Сообщение темы занятия.

- Правильно, в отрывке говорится об осени. И тема нашего занятия “Осень”

Слайд №3

- Когда осень начинается по календарю?

- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая)

Слайд №4

- Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая)

Слайд №5

- Как назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Слайд №6

- Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше)

Слайд №7

- А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, тёмное)

Слайд №8

- А, что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.Деревья стоят голые)

- Правильно ребята. Осенью листья начинают желтеть. Жёлтые листья первая примета осени.Так как удлиняются ночи, растения получают меньше света. Зелёный цвет в листе убывает. И заметным становится жёлтый цвет. Но листья бывают разного цвета. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Поэтому листья бывают и красного цвета.

- Давайте вспомним, как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

- Необходимость листопада. Это защита дерева от зимней засухи. Так как листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях, веществ из земли и воздуха. А также защитатонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега Деревья первыми освобождаются от листьев, чтобы не погибнуть в зимние морозы. Голыми и унылыми стоят лес и поле, когда пройдёт период золотой осени.

Слайд №9

- Ребята, а чем отличаются листья? (Формой, размером, цветом)

- А, что происходит с травою? (Она засыхает, желтеет, увядает)

Слайд №10

- А, что делают насекомые с приходом осени? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

- Правильно ребята, осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут.

Слайд №11

- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

- А как называются птицы покидающие осенью родные края? (Перелётные)

- Увядание растений, исчезновение насекомых, в некоторых случаях замерзание водоёмов ведут за собой отлёты перелётных птиц. Ранее других улетают птицы питающие насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки, иволги. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Первыми улетают птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птицы. Некоторые птицы, прежде чем улететь кочуют с места на место. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения и в жизни животных.

Слайд №12

- Что делают животные осенью?

(Готовятся к зиме.Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук.) другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи делают запасы на зиму (белка, ёж).

Слайд №13

- Осенью на полях, в садах и огородах идёт уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- А для чего собирают люди урожай овощей и фруктов? (Делают запасы на зиму.)

Слайд №14

- Ребята, какая погода бывает осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Слайд №15

III. Физминутка

Листья осенние тихо кружатся, ( Кружатся на пальчиках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся)

Слайд №16

IV. Материал для закрепления.

Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Дерево-деревья-деревьев.

Лист-листья-листьев.

Трава-травы-трав.

Слайд №17

2. Подбор слов-антонимов.

Тепло - холодно.

Пасмурный день - солнечный день.

Сухой лист – мокрый лист.

Высокое дерево – низкое дерево.

Слайд №18

3. Правильное употребление предлогов: в, на, около, под, с, из- за, из- под.

4. Чтение и пересказ рассказа “Осень”

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце всё светит реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток, и они падают на землю, укрывая золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Слайд №19

V. Итог занятия.

- Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии?

- Чем отличается осень от лета? (Рассказы учащихся)

- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

- Вы сегодня очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы.

На этом занятие окончено. До свидания.