Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста "Звуки музыки" (арфа, скрипка)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Знакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра
  • Расширять  музыкальный  кругозор, развивать познавательный  интерес к музыке.
  • Формировать элементарные представления о языке музыкального искусства в разнообразных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве).
  • Побудить желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употреблять музыкальные и эстетические термины.

Предварительная работа: прослушивание музыкальных отрывков из балета «Щелкунчик» муз. П.И.Чайковского.

Музыкальные средства: СD «Инструменты симфонического оркестра», «Звуки серебряной арфы».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети входят в музыкальную гостиную.

Хозяйка музыкальной гостиной Лира: Здравствуйте ребята!   Я музыкальная лира, я очень люблю музыку. А кто знает, как получается музыка? (Ответ детей)

Лира: Музыка это звуки, а звуки издают музыкальные инструменты. С какими музыкальными инструментами вы знакомы? (Ответ детей)

Лира: Сейчас я расскажу вам легенду, которую придумали древние греки, садитесь поудобнее и слушайте.
В давно прошедшие времена народ древней  Греции придумал бога красоты и гармонии, покровителя искусств – Апполона. Его часто изображали в камне, играющем на цитре, старинном музыкальном инструменте (показывает иллюстрацию).  И были у Апполона помощницы девять сестер, их называли музами. Каждая муза была одарена каким-либо талантом. Одна пела, другая танцевала, третья могла рассмешить. Была среди муз и музыкантша, которая могла играть на любом музыкальном инструменте. Каждая муза занималась своим делом, но вместе жили дружно, в согласии.
Музыка может рассказать о том, что нас окружает: трель птицы, бурю на море, скачущих лошадок. И все это могут изображать музыкальные инструменты. Послушайте загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра:

Звенят серебряные струны,
Как будто струйки водяные,
И на волнах качая шхуны,
Резвятся ветры удалые.
И ветер, и волну морскую –
Всё струны нам изображают,
Всё звуки музыки рисуют.
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовётся –

С.Дроздова

Дети: Арфа!

Лира: Арфа, струнный инструмент и очень большой (показывает иллюстрацию). Чтобы звучала музыка, нужно щипковыми или плавными движениями пальцев играть на струнах. Сейчас мы послушаем музыку в исполнении Арфы.

«Прелюдия» И.С.Бах.

Лира: Арфа обладает красивым, нежным, воздушным звуком. Арфа незаменимая участница музыкальных картин, фантастического содержания.
(обращает внимание на портрет П.И Чайковского)

Лира: Ребята, чей портрет вы сейчас видите? (Ответ детей)

Лира: П.И.Чайковский, написал музыку к балету Щелкунчик. В балете Щелкунчик есть вальс цветов, где Пётр Ильич поручил вступление инструменту – Арфе. Давайте послушаем «Вальс цветов».

«Вальс цветов муз. П.И.Чайковского.

Лира: Музыка лёгкая, воздушная, звонкая, сверкающая, волшебная, будто ожившие розы, гвоздики, ромашки только что кружились в вальсе.
Я вам сейчас предлагаю вместе с цветами исполнить танец, где звучат звуки Арфы.

Дети берут цветы и встают в два круга. Дети исполняют танцевальную импровизацию, используя лёгкий бег, кружение, покачивание рук, плавные движения рук вверх вниз, перестроение из круга в шеренги, колоны и т.д.

«Вальс»  муз. М.О.Дюран.

Лира: А сейчас отгадайте ещё одну загадку, ее вам загадает (имя ребенка).

Ребенок:

В симфоническом оркестре
Ее голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычком проводишь плавно,
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка ребята,
Инструмент волшебный…

С. Дроздова

Дети: Скрипка!

Лира: Правильно, молодцы!
У скрипки, как и у арфы, тоже есть струны, но чтобы звучала музыка, нужен скрипке смычок (показывает инструмент). С помощью смычка извлекается звук. Скрипку кладут на плечо и плавными движениями водят смычком по струнам. Сейчас мы послушаем музыку в исполнении скрипки.

Отрывок из симфонической сюиты «Шехерезада» муз. Н.А. Римского-Корсакова.

Лира: Давайте попробуем, возьмем воображаемый смычок, и будем с вами скрипачами.

(Под музыку имитируют игру на скрипке).

Лира:

Музыка льётся, сверкает, искрится!
Радость и праздник! Солнце и свет!
Будто велит всем печалям забыться,
Дарит волшебный звук нам, инструмент!

– Вот и закончился наш музыкальный вечер.
– До следующих встреч в музыкальной гостиной.