Проект "Дикие животные лесов Смоленской области"

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог – психолог, родители.

Тип проекта:

  • По доминирующему методу – Информационно-исследовательский;
  • По характеру содержания – Ребёнок – ДОУ – семья;
  • По характеру контактов – Внутри ДОУ, в контакте с семьёй;
  • По количеству участников – Фронтальный;
  • По продолжительности – долгосрочный.

Срок реализации: октябрь – март.

Актуальность проблемы: дети имеют довольно скудные сведения о диких животных лесов Смоленской области, об их повадках и жизнедеятельности. Поэтому необходимо более близко познакомить их с объектами ближайшего окружения.

Объект исследования – дикие животные лесов Смоленской области.

Предмет исследования – повышение уровня познавательных способностей у детей.

Цель: знакомство с дикими животными лесов Смоленской области, их связью со средой обитания; формирование осознанно – правильного отношения к представителям животного мира.

Задачи:

  • Развивать поисковую деятельность детей:
  • Расширять и систематизировать знания детей о диких животных лесов Смоленской области;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей;
  • Совершенствовать стиль партнёрских отношений;
  • Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня познавательных способностей у детей.

Рабочая гипотеза – предполагается, что организованная работа по знакомству с разнообразием животного мира, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать расширению и систематизации знаний у детей о диких животных лесов Смоленской области.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.

Формы реализации:

Подготовительный этап – сбор информации о диких животных лесов Смоленской области посредством:

1. Экскурсии в библиотеку на тематическую выставку: “Дикие животные лесов Смоленской области”;

2. Решения проблемных ситуаций:

– Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?
– Как зимуют медведь и ёж?
– Как спасаются дикие животные от врагов?
– Как помочь исчезающим диким животным?

3. Игровой деятельности:

– С. Р. И. “Зоопарк”, “Зоомагазин”.
– Дидактических игр: “Угадай, чей хвост?”, “Назови признаки диких животных”, “Кто, чем питается?”, “Кто, где живет?,“Назови детёныша?”, “Дорисуй животное”, “Самое вкусное”.

4. Речи и речевого общения:

– организации выставки “Писатели о диких животных”;
– отгадывании загадок на тему “ Дикие животные”:
– заучивания и драматизации стихотворения “Есть в лесу под ёлкой хата” П. Воронько;
– чтения художественной литературы: Д. Зуев “Тайны леса”, “Волки”; Г. Скребицкий “Белка”, “Заяц”; И. Соколов-Микитов “Медвежья семья”, “Лоси”; А. Клыков “Лисица”; В. Бианки “Купанье медвежат”; Е. Чарушин “Волчишко”, “Страшный рассказ”; Н. Сладков “Лиса и заяц”;
– заучивания считалок, скороговорок, чистоговорок, пальчиковых игр, пословиц и поговорок;
– просмотра видеофильма из серии “ Дикие животные леса”;
– Бесед “Где и как живут дикие животные”, “ Дикие животные зимой”;
– рассматривания книг и журналов;
– чтения энциклопедической литературы о диких животных лесов Смоленской области;
– составления рассказов о диких животных;
– Презентации альбома “ Дикие животные нашего леса”.

5. Продуктивной деятельности:

– рисования “ Дикие животные лесов Смоленской области”;
– лепки диких животных Смоленской области;
– рисования животных нашей области с использованием нетрадиционных техник.
– аппликации “Белка под елью”;
– оригами “Волк”.

6. Физическое развитие и здоровьесбережение:

– Физ. минутки о диких животных;
– Психогимнастические этюды на выражение основных эмоций: “Лисёнок прислушивается”, “Разъярённая медведица”, “Зайчонок боится”.
– Подвижные игры: “Зайцы и волк”, “Хитрая лиса”, “Волк во рву”, “Охотники и звери”, “У медведя во бору”, “Бездомный заяц” и др..

7. Театрализованная деятельность: имитация повадок, образа животных в импровизациях, звукоподражание голосам животных.

8. Индивидуально-творческая деятельность:

– Игра “Пантомима”, “Изобразим поведение животных”.
– Театрализованное представление: “Заюшкина избушка”.

9. Заключительный этап: Викторина “Дикие животные нашей области”.

Работа с родителями:

1. – Участие в проектной деятельности “ Дикие животные лесов Смоленской области” (дети и родители);
– Просмотр дома телепередач о диких животных;
– Совместное создание макетов “Дикие животные лесов Смоленской области”;
– Оформление альбома с творческими работами детей (совместно с родителями) – рисунки, стихи, загадки, рассказы о диких животных нашей области;
– Организация выставки рисунков “Дикие животные нашей области”;
– Описание животного (повадки, место обитания и др.).

2. Оформление информационного стенда для родителей:

– Консультация “Как развивать познавательный интерес у дошкольников”;
– Консультация “Рекомендации по развитию творческого воображения у дошкольников”;
– Консультация “Эксклюзивная книжка для ребёнка”;
– Консультация “Совместная деятельность взрослых и детей”.
– Консультации и беседы с родителями на тему: “Проектная деятельность в детском саду”, “Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей”.

Методы и приёмы:

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование.
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра – драматизация

Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании исследовательского проекта;
  • участие родителей в работе по реализации проекта;
  • создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • проведение бесед;
  • создание игровых ситуаций;
  • проведение интеллектуальных игр.

Условия инновационной работы:

  • Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
  • Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка;
  • Необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим темпом;
  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения;
  • У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный.

  • Составление проекта поэтапного плана работы;
  • Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
  • Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта.

  • Определение задач воспитательно-образовательной работы;
  • Планирование деятельности.

III этап. Реализация проекта.

  • Определить новые направления в работе с родителями.
  • Составить новые формы работы с детьми.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
  • Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач.

Источники

  1. Болотова С. А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного края начальной школы. – Ч. 1. – Смоленск: Русич, 2004. – с. 216.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – с. 112.
  3. Золотова Е. И., Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – с. 159.
  4. Катровский А. П., География Смоленской области: Учебное пособие.– Издание четвёртое, переработанное и дополненное. – Смоленск, 2003. – 206с.
  5. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008. – с. 528.
  6. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – с. 96.
  7. Хофман Гудрун. Кто живёт в лесу. Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М.: Издательство Мир книги, 2008. – с. 96.
  8. Изображения. [Электронный ресурс ]. – URL: http://images.yandex.ru/yandsearch (дата обращения 10. 03. 2011).