Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературы

Разделы: Литература


Цели:

  • показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”;
  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
  • через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Задачи:

  1. Научить самостоятельно отбирать и анализировать материал по заданной теме.
  2. Развивать навыки публичного выступления.
  3. Развивать умение оценивать работу других групп и свою собственную.
  4. Научить обобщать полученный материал и делать выводы.

Оборудование: портрет М. Горького, рисунки учащихся к легенде о Данко.

Эпиграф к уроку.

Жизнь – не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям.
(Б. Шоу)

Ход урока

1. Работа с эпиграфом.

Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей. (И. Горький.)

Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. (Генрик Ибсен.)

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. (Б. Шоу.)

– Перед вами три высказывания, объединенных оной тематикой. Все они относятся к понятию жизнь человека. Подумайте и ответьте на вопрос: “В каком из этих высказываний раскрывается мысль о том, что жизнь нужно прожить ярко, так, чтобы оставить после себя след?”

– Это высказывание Б. Шоу и станет эпиграфом нашего урока. Исходя из этого попробуйте сформулировать тему нашего урока. О чем сегодня пойдет речь?

(Подвиг Данко, жертвующего собой ради людей. ИЛИ В чем смысл жизни человека (по легенде о Данко).)

– Как вы думаете, что на уроке мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

– С каким материалом нам предстоит поработать? К каким источникам обратиться?

  • Изучить факты биографии Горького.
  • Обратиться к анализу текста.
  • Проанализировать главных героев легенды.
  • Повторить сведения по теории литературы.
  • Работать с текстом ХП.
  • Сравнивать, обобщать…

– Это и есть задачи нашего урока, решая которые мы и достигнем цели, ответим на главный вопрос : Ради чего человек живет на земле.

Перед вами “Лист ожидания от урока”, в котором вы должны самостоятельно оценить свою деятельность в начале урока и в конце. В начале урока – насколько вы готовы к нему. В конце урока – насколько вы обогатили свои знания на уроке, насколько он вам был интересен.

Лист ожидания от урока (самооценка) Ф. И.____________________________________

В начале урока В конце урока
 

 

 

2. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

Слово учителя.

– “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, – так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, – Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать – не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и\жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах.

– Что же заставило его обратиться к книгам?

– Чтобы ответить на этот вопрос, послушаем сообщение учащегося. Ему было дано задание представить себя в роли учителя, подготовить выступление на 3 мин. И выступить перед учащимися по определенной теме. Ваша задача (смотри Приложение):

  • Оценить выступление учащегося по следующим критериям:

Да – 1 балл.

Нет – 0 баллов.

Соответствие выступления заданной теме Информация интересна Выдержанный регламент выступления Эмоциональное воздействие на слушателей (ответ стройный, логичный) Итого баллов
         
  • Определить, почему именно этот фрагмент из жизни Горького мы озвучиваем сегодня на уроке.
  • Слово ученика (рассказ о детстве писателя).

– В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, – так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.

– И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.)

– Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)

3. Словарная работа. Работа с новой информацией.

– В конце четверти вам предстоит сдать зачет по теории литературы. Сегодня у вас есть возможность проверить готовность к зачету с помощью предложенного задания. Оцените свои знания по данной теме.

Прочитайте справочную информацию по теме “Легенда”. Впишите соответствующие названия колонок в таблицу.

Можно ли преобразовать эту таблицу в более сложную, чтобы она отражала весь справочный материал? Добавьте свою колонку.

 
Легемнда (от ср. -лат. legenda “собрание литургических отрывков для ежедневной службы” один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти в основе лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные

 

 

Справочный материал.

Что такое легенда?

Легенда – приблизительный синоним понятия миф. Это эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа – обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.

Легенды делят на религиозные и социальные.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

4. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.

– Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

– Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?

Завет – наказ, наставление, завещание, данное последователям, потомкам.

– Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

– Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

– Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.

– Но тут явился Данко и спас всех один. Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. В каких словах Данко мы слышим голос автора, который призывает к решительным действиям?

– Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

– Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

– “Красивые – всегда смелы”, – так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)

– Работа в группах. (Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...

5. Задание:

Работа в парах.

Подготовьте устный рассказ о герое по следующему плану:

  1. Описание внешности.
  2. Описание поведения (какими словами автор характеризует поступки героя).
  3. Какие человеческие качества проявляются в поступках героя.

Выберите представителя от вашей пары, представьте героя одноклассникам, используя получившийся рассказ. Выступление должно быть на 3 мин. Будьте готовы ответить на вопросы слушателей.

Критерии оценивания.

Да – 1 балл.

Нет – 0 баллов.

Соответствие выступления заданной теме Информация интересна Выдержанный регламент выступления Использование примеров из текста Эмоциональное воздействие на слушателей (ответ стройный, логичный) Ответы на вопросы Итого баллов
             

– Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

– Какой момент следует считать кульминационным?

(– Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Итак, мы подробно рассмотрели образ главного героя. Выполним последнее задание.

6. Задание:

Мы знаем, что человека по имени Данко не существовало. Однако важно не это, а то, каким предстает герой в рассказе М. Горького. Ведь образ Данко помогает ответить на вопрос: ради чего живет человек на земле.

Определите художественное своеобразие образа Данко. Подчеркните те черты характера героя, которые могут стать признаком сильной личности, способной повести за собой народ.

Информация, необходимая для решения этой задачи:

  1. Учебник “Литература .7 класс” стр. 103–109.
  2. Материалы предыдущих заданий.
  3. Письмо Горького к А. П. Чехову.

Результат вашей работы:

Кластер или публичное выступление.

Дополнительный материал.

Алексей Максимович Горький, вынужденный не по своей воле в 1905 году покинуть Россию в письме из Италии к Антону Павловичу Чехову однажды написал: “Право же, настало время нужды в героическом: все хотят необычного, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее…Немножко прикрасить человека – не велик грех; людям слишком часто и назойливо говорят, что они плохи, почти совершенно забывая, что они, – при желании своём, могут быть и лучше. Надо поучиться этому, ведь человек…всё-таки – самое великое на земле… Хула на человека, может быть, иногда и нужна, но похвала ему более необходима и, вероятно, полезнее хулы”.

– Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

7. Подведение итогов урока.

– Какова же тема легенды? (Тема – подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)

– Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

8. Проверка Д/з.

Уровень 1.

Мы – участники конференции, посвященной изучению творчеству М. Горького. Наш класс будет освещать несколько тем:

  • Биография М. Горького.
  • Автобиографическая трилогия М. Горького.
  • Из воспоминаний и писем о Горьком.
  • Портреты и памятники Горького.

Вам необходимо подготовить презентацию на понравившуюся тему.

Лучшие работы будут показаны на заключительном уроке по творчеству Горького.

Задание:

  • Разделитесь (самостоятельно) на группы (по желанию) по 3–4 человека.
  • Выберете тему презентации.
  • Определите роли внутри группы (кто за что отвечает).
  • Подготовьте презентацию, используя любые материалы (картины, тексты, эпиграфы, письма, фрагменты биографии).
  • Защитите свою работу.

Оценивание работы по следующим критериям:

  • Правильность и полнота подбора материала.
  • Логичность построения презентации.
  • Эстетичность оформления.
  • Соблюдение норм публичной речи при выступлении.

Оценочный лист (группы анализируют выступления других групп и аргументировано выставляют баллы). Оценивание по пятибалльной шкале, где 1– минимальная оценка, 5 – максимальная оценка.

9. Домашнее задание:

Используя ресурсы интернета, т.е. иллюстрации по легенде о Данко, сделайте подписи к ним, используя текст.

10. Вернемся к “Листам ожидания от урока”. Напишите, насколько вы обогатили свои знания на уроке, насколько он вам был интересен.

Лист ожидания от урока (самооценка) Ф. И.____________________________________

В начале урока В конце урока