Работа с детьми-близнецами на музыкальных занятиях в ДОУ

Разделы: Музыка


Еще в античные времена философы интересовались таким феноменом, как близнецовость. Ведь у многих народов рождение большого количества детей, в частности тройни и более считалось “промыслом дьявола” и даже уничтожалось. Гиппократ, Демокрит, Аристотель и многие другие изучали явление “близнецовости”. Порой методом проб и ошибочных предположений находили объяснения этому явлению.

Попытки объяснить столь необычно явление как “близнецовость не прекращались многие века. Особенно интерес к нему возрос в 70-е годы XIX в., когда была определена ценность близнецового исследования, как метода генетики. Основанием близнецовому методу послужила статья Ф. Гальтона (1873) “History of Twins as a Criterion of the Relative Powers of Nature and Nurture” (“История близнецов как критерий относительного влияния (силы) природы и воспитания”).

Однако в подлинно научный метод изучение близнецов превратилось в 20-е годы ХХ столетия, когда появилось обоснованное представление о двух типов близнецов и надежные способы диагностики зиготности (Равич-Щербо И.В.). И всё-таки главная особенность близнецов не только в том, что они имеют 100 или 50 % общих генов, но и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию.

В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается, с одной стороны, в подчеркивании сходства близнецов а, с другой стороны, в стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений “лидер – ведомый”.

Близнецовые ситуации создают и другие трудности для близнецов. Так например, интуитивно чувствующим все нюансы душевного состояния друг друга, близнецам часто бывает сложно “адекватно выразить свои мысли и чувства при помощи слов”. Об этом говорит одна из авторов вышедшей в 1983 году книги “Близнецы: проблемы личности” Барбара Шейв (США). Правда, там же автор отмечает, что в некоторых отношениях близнецам легче, чем обычным детям. Их тесная связь друг с другом привлекает других сверстников, поэтому они легко заводят новые знакомства.

Необходимо также разделить явление рождение сразу нескольких детей на двойняшек, непосредственно близняшек и, особое внимание следует уделить разнополым близнецовым парам, которые состоят из мальчика и девочки. Разнополые близнецы похожи на просто брата и сестру, растущих в одной семье. Однако они имеют свои специфические особенности, вызванные близнецовостью. Особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли “лидера” и другим – роли “ведомого”.

У близнецов также часто отмечается повышенная агрессивность, конфликтность, которые относят к трудности контроля поведения. Их агрессивные реакции происходят как разрядка высокого напряжения. Становление у них социально приемлемых форм зависит от воспитания и от возможностей внутренней регуляции. Поэтому многие специалисты сходятся во мнении, что необходимо стараться разделить неразделимых детей. Лучше это делать с самого рождения, выбирая различные по звучанию имена.

Здесь на помощь приходит музыкальное развитие, которое является один из важнейших средств развития всех детей и, в частности, близнецов.

Особое внимание в работе с такими детьми необходимо уделить упражнениям и музыке, так как восприятие становится доступным раньше, чем всё остальное. Оно становится важным на протяжении всего дошкольного периода. Восприятие проходит через все виды детской музыкальной деятельности: слушание, пение, движение, игра на инструментах, творчество.

Если ребёнок различает характер музыки, чувствует смену её настроений, откликается на музыку в какой-либо форме, мы может сказать, что он её слышит и воспринимает. А музыкальным восприятием будем называть восприятие осмысленное, основанное на вызванных музыкой чувствах. Другое будет лишь просто набором разнообразных звуков, воспринимаемых слухом.

Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, у всех детей и в частности у близнецов восприятие отличается непроизвольностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным. Постепенно, приобретая опыт общения с музыкой, ребенок учится воспринимать музыкальные произведения более осмысленно, определять характер, передаваемое настроение, связывать это с образом, программным содержанием музыки.

На развитие музыкального восприятия близнецовых детей оказывает влияние среда, в которой он рос, а именно: музыка, звучащая на занятиях и в повседневной жизни, отношение к ней взрослых, передаваемое ребёнку как пример для подражания, уровень музыкального и общего развития, целенаправленное музыкальное воспитание. В самом процессе восприятия участвуют как эмоции, так и мышление. Что в свою очередь помогает доработать и “заполнить” менее развитые компоненты детей – близнецов.

В связи с этим, огромное значение приобретает работа музыкального руководителя на занятиях в ДОУ.

В своей практике мне довелось работать с детьми близнецами в 2012 году, в ДОУ где было 9(!) пар близнецов. Воспитатели в группах, где есть такие дети, всегда отмечают, как сложно работать с ними, но на своих занятиях я сразу отметила для себя и положительные стороны. Прежде всего номера, в которых участвуют дети, почти в 100% случаях выглядят очень эффектно. Потому что близнецы (особенно такое их количество) – это необычное явление и такие дети привлекают к себе много внимания. Все без исключения пары близнецов обладают талантами и большими способностями. Не всегда это исключительно музыкальные способности. Их можно объяснить с чисто физиологической стороны.

Близнецы-мальчики во время перинатального развития испытывают повышенное воздействие мужского полового гормона (тестостерона), что ведет к более сложному развитию правого полушария, которое становится доминантным. Повышенная вовлекаемость правого полушария в текущий информационный процесс является характерным признаком чрезвычайно высокого интеллекта.

Многие исследователи в своих работах замечают, что одаренные люди – преимущественно левши, которых в процентном соотношении больше среди близнецов, нежели среди одиночнорожденных, поскольку “Левша” – близнец более жизнеспособный и рождается обычно первыми. Близнецы хорошо рисуют, ярко артистично выступают на всех мероприятиях.

Но самое главное, что можно отметить в работе с близнецами – они представляют собой некий целостный организм, это группа в группе. Это необходимо учитывать при планировании работы с такими необычными детьми. И конечно необходимо на это обращать внимание и быть очень внимательными при отборе того или иного музыкального материала. Часто при показе, например, определённых движений эти дети повторяют движения зеркально. Необходимо работать отдельно с каждым из близнецов и работать отдельно приходиться больше чем с другими. Часто работать отдельно с каждым из близнецов очень трудно, так как включается принцип “лидер-ведомый”, и у одного из них не получается овладеть необходимым материалом, а другой наоборот, значительно преуспевает.

Выступления детей близнецов всегда вызывают неподдельный интерес и очень хорошо запоминаются зрителем. Очень эффектно выглядят такие дети на конкурсах, на различных мероприятиях, как в детском саду, так и за его пределами. Поэтому я включила выступление всех близнецов в визитную карточку – представление детского сада. Но в подготовке к этому мероприятию мне хотелось не просто представить дошкольное учреждение, а сделать акцент на индивидуальности близнецов. В связи с этим нужно было подобрать соответствующий музыкальный материал – песни о близнецах. И тут обнаружилась нехватка того самого специального музыкального материала о близнецах.

Поэтому специально для визитки-представления своего детского сада я сочила песню о них и для них.

Фото материалы прилагаю.

Список литературы:

  1. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., “Психогенетика”, М. 1999.
  2. Психология индивидуальных различий (Хрестоматия), М. 2000.
  3. Никитюк Б.А., “Генетические исследования развития человека на основе изучения близнецовых пар”, М. 1974.
  4. Гезелл А., “Педология раннего возраста”, М.Л. 1933.
  5. Лильин Е.Т., “Близнецы, наследственность, среда”, М. 1975.
  6. Канаев И.И., “Близнецы и генетика”, Л. 1968.
  7. Сергиенко Е.А. и др. “Развитие близнецов и особенности их воспитания”, М: РАН, 1996.
  8. Кочубей Б.И., Семенов В.В. “Близнецы: проблема воспитания и развития”, М. 1985.
  9. Фингелькурц А.Н.А., Фингелькурц А.А.А., “Межполушарная ассиметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы” // “Вопросы психологии” № 5, 2000.