Программа факультативного курса "Юный краевед"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка.

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ “ Об образовании”, национально-регионального компонента школьного образования.

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: “Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…”.

Патриотизм не передается по наследству. Воспитание патриотизма начинается в семье, а затем продолжается в школе. История волгоградской земли богата различными примерами служения Отечеству, гражданского долга, проявления мужества. Знание истории своего края, его героического прошлого способствует воспитанию у школьников чувства ответственности за свои поступки и за будущее своей малой Родины и страны в целом. Краеведение расширяет кругозор школьников, повышает общую культуру учащихся, приобщает к творческой деятельности. Изучение истории родной земли – прямой путь к воспитанию патриота, человека, который осознает свою неразрывную связь с Отечеством и народом своей страны.

История– это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: “ Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл факультатива “Юный краевед”.

Цели программы:

Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием родного края; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней;
  • углубленное изучение истории родного края;
  • приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения Волгограда и области;
  • обучение работе с историческими источниками с целью получения необходимой информации;
  • способствовать развитию у обучающихся навыков познавательной, творческой деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков в процессе проведения бесед, игр, экскурсий и т.д.;
  • воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Методы и формы познавательной деятельности учащихся:

– составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
– организация экскурсий;
– выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
– участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;
– пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего города, района, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.

Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.

Психологическое обеспечение программы:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • создание творческой атмосферы;
  • применение индивидуальных и групповых форм обучения

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны:

  • Знать основные вехи истории города Волгограда и Красноармейского района
  • Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их
  • особенности и извлекать из них информацию;
  • Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
  • Создавать и представлять презентации, уметь публично выступать, организовывать и проводить различные мероприятия, посвященные истории родного края.

Организация учебного процесса.

Программа факультатива рассчитана на 34 часа и предлагается для учащихся 9 классов. Часть учебного времени отводится на проведение экскурсий по Красноармейскому району и Волгограду, а также на посещение музеев. Программа предполагает участие обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах и т.д. исторической и краеведческой направленности, а также организацию и проведение силами обучающихся различных мероприятий по истории в рамках школы, в том числе недели истории, викторин краеведческого характера, просмотр художественных и документальных фильмов об истории Волгограда.

Содержание курса.

Тема I. Царицын – Сталинград – Волгоград. Важнейшие вехи истории.

1. Царицын от снования до XIX в.

Основание Царицына. Степан Разин в Царицыне. Емельян Пугачев на Волге.

2. Царицын в XIX в.

Экономическое развитие города. Культурная жизнь Царицына. Начало революционного движения.

3. Царицын в годы гражданской войны.

Установление советской власти. Оборона Царицына.

4. Социалистическое строительство.

Город в годы первых пятилеток. Коллективизация на территории области.

5. Сталинград в годы Великой Отечественной войны.

Перевод экономики Сталинграда и области на военные рельсы. Сталинградская битва. Защитники Сталинграда. Всемирно – историческое значение победы под Сталинградом.

6. Восстановление Сталинграда.

Масштабы разрушений города. Помощь Сталинграду со стороны республик и областей СССР. Черкасовское движение.

7. Волгоград во II пол. XX в. – н. XXI в.

Крупнейшие промышленные предприятия Волгограда. Культурная жизнь Волгограда.

8. Почетные граждане Волгограда.

Чуйков В.И., Шумилов М.С., Зайцев В.Г., Павлов Я.Ф., Чуянов А.С., Агагшина М.К., Пахмутова А.Н., Черкасова А., Сычугов В.С., Загорулько М.М.

9. Архитектурные и исторические памятники Волгограда.

Мамаев Курган. Мельница Гергардта. Музей – панорама “Сталинградская битва”. Дом Павлова. Площадь Павших борцов. Аллея героев.

10. Многонациональный состав населения Волгограда.

Обычаи и традиции народов, населяющих Волгоград. Национальные общественные объединения. Религии края.

Тема II. Красноармейский район Волгограда: прошлое и настоящее.

1. История Красноармейского района.

Образование района. Площадь и население.

2. Сарепта. История возникновения поселения. Промышленная и культурная жизнь Сарепты в XVIII – XIX вв. Создание музея “Старая Сарепта”.

3. Промышленность района.

Судостроительный завод. “Каустик”. “Волгоградский керамический завод”. Волгоградский горчичный маслозавод “Сарепта”. Сарептская мельница”. ГУП ВОСХП “Заря”. ЗАО “Красноармейский хлеб”.

4. Транспорт района.

Железнодорожная станция Сарепта. Автовокзал “Южный”. Троллейбусное и трамвайное сообщение. Маршрутные такси.

5. Достопримечательности Красноармейского района.

Братская могила воинов 57-ой и 64-ой армий, Памятник на месте Красноармейской переправы через реку Волгу в 1942-1943 гг. Памятный знак танк Т-34. Волго-Донской судоходный канал. Памятник Ленину. Музей-заповедник “Старая Сарепта”. Памятник первому учителю.

6. Верхняя Судоверфь – моя малая родина.

Историческая топонимика Верхней Судоверфи. Образовательные учреждения района. История моей школы.

Учебно-тематический план.

Тема занятия Количество часов Форма занятия Форма контроля
Вводное занятие. Что такое историческое краеведение. 1 Лекция с элементами беседы. Тестирование “Что я знаю о своем городе?”
Тема I. Царицын – Сталинград – Волгоград. Важнейшие вехи истории. 22
1. Царицын от снования до XIX в. 1 Беседа, презентация. Собеседование .
2. Царицын в XIX в. 2 Беседа, презентация. Викторина .
3. Царицын в годы гражданской войны. 2 Беседа, презентация. Сообщения учащихся.
4. Социалистическое строительство. 2 Беседа, презентация. Сообщения учащихся.
5. Сталинград в годы Великой Отечественной войны. 3 Беседа, презентация, просмотр документального фильма. Викторина, выпуск боевого листка.
6. Восстановление Сталинграда. 3 Беседа, презентация. Фотовыставка, викторина.
7. Волгоград во 2 пол. XX в. – н. XXI в. 2 Беседа, презентация. Собеседование.
8. Почетные граждане Волгограда. 2 Беседа, презентация Викторина.
9. Архитектурные и исторические памятники Волгограда. 3 Беседа, презентация. Экскурсия. Сообщения учащихся, фотовыставка.
10. Многонациональный состав населения Волгограда. 2 Беседа, презентация, просмотр телепередач Первого волгоградского канала “Дом дружбы”. Сообщения учащихся.
Тема II. Красноармейский район Волгограда: прошлое и настоящее. 10
1. История Красноармейского района. 1 Лекция с элементами беседы. Собеседование.
2. Сарепта. История возникновения поселения. 3 Беседа, презентация, экскурсия. Викторина, фотовыставка.
3. Промышленность района. 1 Беседа, презентация. Сообщения учащихся.
4. Транспорт района. 1 Практическая работа. Составление карты маршрутных такси.
5. Достопримечательности Красноармейского района. 2 Экскурсия. Фотовыставка.
6. Верхняя Судоверфь – моя малая родина. 2 Экскурсия Фотовыставка
Итоговое занятие 1 Итоговый тест.
Всего 34

Литература.

  1. Апраксин В.А. Казачья старина.– Волгоград, Издатель, 2010 Вашкау, Н.Э. Сарепта в истории Нижнего Поволжья [Текст] / Н.Э. Вашкау //Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России: Сборник научных статей по материалам научной конференции 2001 г. – Волгоград: ООО “Фирма Л.Б.Ф.”, 2002.
  2. Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда.-М.,1968.
  3. Волгоград. Четыре века истории. – Волгоград: Ниж. –Волж. Кн. изд – во, 1989
  4. Городская черта. Царицын – Сталинград – Волгоград: (административно – территориальное деление города в XX веке): документы и материалы. – Волгоград: Издатель, 2010.
  5. Коллективизация на территории Волгоградской области. 1928 – 1932 гг. – Волгоград: Крутон, 2011.
  6. Кузьмина Э.В. Восстановление Сталинграда (1943–1950 гг.)-Волгоград, 2002.
  7. Лавринова Т.И. Царицынская линия: история строительства в 1718–1720 и первые годы существования. – Волгоград: Издатель, 2012
  8. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов. – М.: Просвещение, 1994.
  9. Курышев А.В. Божья пашня. Новости Сарепты. 9 сентября 2005.
  10. Люшин С.П. Трудовой подвиг волгоградцев.1943–1962 гг. – Волгоград,1963.
  11. Символы Волгоградской области. Учебное пособие. – М.: Глобус, 2008.
  12. Сталинградская эпопея: Впервые публикуемые документы, рассекреченные ФСБ РФ. – М.: “Звонница – МГ”, 2000.
  13. Ульев П. Из пепла и руин. – Сталинград,1949.
  14. Царицын в путевых заметках, дневниках и мемуарах современников. Т.4\ Под общ. Ред. Проф. М.М. Загорулько. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.