Урок географии по теме "История развития земной коры". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель и задачи урока: формирование мировоззрения у школьников о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.

УМК: География. Россия.8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева. М.: Просвещение, 2010.

Карты России – физическая, тектоническая, геологическая, геохронологическая таблица, набор открыток “Живое прошлое Земли”, атласы, оборудование для мультимедийного сопровождения.

Тип урока: комбинированный.

Формы проведения: беседа, объяснение учителя, сообщение учеников, работа с картами, схемами, геохронологической таблицей.

Термины и понятия: геология, палеонтология, геохронология, эры, периоды, радиоактивные элементы, абсолютный и относительный возраст горных пород, стратиграфия.

Ход урока

Организационный момент

I. Проверка знаний.

  1. Рассказать и показать на карте размещение крупных форм рельефа на территории России (1 вариант – равнины, 2 вариант – горы).
  2. Чем объясняется разнообразие рельефа страны?
  3. Почему горы расположены на востоке и юге страны?
  4. Почему большинство рек России несут свои воды в Северный Ледовитый океан?
  5. Назовите и покажите высшую и низшую точку России.
  6. Проверка контурных карт.

II. Изучение нового материала.

На доске записываются вопросы:

- Что необходимо знать о земной коре?

- Как изучают историю развития земной коры?

- Что показывают геологические карты?

1. Объяснение учителя. Для понимания различия современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.

Строение и историю развития Земли изучает геология. Земная кора и слагающие её горные породы развивались и изменялись постоянно, на всех этапах геологической истории Земли.

Вспомните из курса географии 7 класса, каков возраст Земли?

Возраст Земли – 5-6 млрд. лет, земной коры – 4-4,5 млрд. лет.

Движущей силой этих изменений являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. От хода геологической истории Земли зависят геологическое строение, рельеф, состав горных пород и полезных ископаемых.

Чередование спокойных и активных периодов в развитии земной коры под влиянием внешних и внутренних сил Земли определяет современное строение территории и богатство недр.

Геология (греч. “гео” - земля, “логос” - учение) – одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности.

Методы исследования геологов:

- палеонтологические;

- радиологические;

- стратиграфические.

- Как изучают историю развития земной коры?

2. Сообщение ученика на тему “Геологическое время”.

Для изучения геологического времени существует наука геохронология. Она изучает возраст, продолжительность и последовательность формирования горных пород.

Различают абсолютную (изотопную) и относительную геохронологию.

Абсолютная геохронология устанавливает так называемый абсолютный возраст горных пород, то есть возраст, выраженный в единицах времени, обычно в миллионах лет. Его определение основано на скорости распада изотопов радиоактивных элементов. Эта скорость есть величина постоянная – она не зависит от интенсивности физических и химических процессов. Известно, что период полураспада урана равен 75 миллионам лет. Если в породе 50% урана и 50% свинца, то возраст пласта равен 75 млн. лет. Также используется для абсолютной датировки гелиевый метод, аргоновый, рубидий – стронциевый, углеродный.

Относительная геохронология заключается в определении относительного возраста горных пород, который даёт представление о том, какие отложения в земной коре являются более молодыми и какие более древними. Она оперирует понятиями “раньше” - “позже” в смысле временной последовательности, а потому геохронологические подразделения следуют друг за другом как “ранний” - средний – поздний”.

Кроме того, для изучения последовательности горных пород существует наука стратиграфия (от лат. “stratum” - слой и греч. “grapo” - пишу) – раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения. Стратиграфия оперирует понятиями “ниже – выше” в смысле последовательности напластования слоёв, а потому стратиграфические подразделения следуют друг за другом как “нижний – средний – верхний”.

Учитель демонстрирует схему “Методы абсолютной датировки” на экране:

*Калиевоаргонный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки скальных пород;

*Термолюминесцентный – измерение интенсивности светового излучения. Используется для датировки горных пород или обожжённых глиняных изделий.

*Радиоуглеродный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки органических предметов – дерева или костей.

*Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях. Используется для датировки деревянных предметов.

*Письменные источники – применяются для датировки монет, папирусов, пергаментов, книг.

*Датировка по остаточной намагниченности – измерение уровня магнитного излучения предмета. Используется для датировки предметов из терракоты.

Геологическая история Земли, последовательность и соотношение её основных этапов, отражается в геохронологической таблице (шкале).

Геохронологическую таблицу (см.с.68-69) читают снизу вверх, так, как шло развитие – от древнего геологического прошлого к настоящему.

В таблице указывают длительность эр и периодов и важнейшие геологические события, например, эпохи складчатости, и этапы развития органического мира.

3. Анализ геохронологической таблицы в учебнике (с.68–69). Учитель даёт задания по таблице:

А) назовите эры развития Земли;

Б) назовите периоды палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр;

В) в какой период мы живём?

Г) какая эра была самой продолжительной? (протерозойская 2 000 млн. лет и архейская 1 800 млн. лет);

Д) какой период самый короткий? (Четвертичный). Опишите его по таблице.

Четвертичный период, или антропоген – геологический период, современный этап истории Земли, завершает кайнозой. Начался 2, 588 миллиона лет назад, продолжается по сей день. Это самый короткий геологический период, но именно в нём сформировалось большинство современных форм рельефа и произошло множество существенных (с точки зрения человека) событий истории Земли, важнейшие из которых – ледниковая эпоха и появление человека.

(Для экономии времени на уроке характеристику периода даёт ученик, заранее подготовивший его описание).

Е) Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся – динозавры? (В меловом периоде)

Ученики записывают новое понятие урока палеонтология.

(Это наука о вымерших организмах. Палеонтологические методы основаны на изучении древних окаменелых останков животных, отпечатков листьев растений и раковин моллюсков.)

Прослушивание сообщения о вымерших пресмыкающихся по дополнительной литературе с показом картинок на экране.

Задание классу: Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения в Приложении на с.268–269. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?

Вопрос.: В какое геологическое время образовались породы, сложившие верхние пласты осадочных пород на территории Иркутской области? Тайшетского района?

- Какую информацию ещё содержат геологическая и тектоническая карты?

Вывод. Геологические карты показывают геологическое строение местности: распространение и возраст осадочных пород, распространение, происхождение, состав и возраст магматических пород. Геологические карты отражают историю развития данного участка земной поверхности.

III. Закрепление. Проведение устного словарного диктанта по терминам и понятиям урока.

IV. Домашнее задание: п.14, выучить термины, ответить на вопросы № 5 и 6, с.70 учебника. Предлагается творческая работа “Геологическая история моего края”, “Полезные ископаемые Тайшетского района” (для одарённых учащихся).

V. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности?

Дать анализ работы класса, выделить самых активных учащихся, указать на успешность овладения знаниями и недостатки. Наметить пути их преодоления.

VI. Мониторинг урока.

- Ребята, выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте треугольник.

Красный – Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня. Я много с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.

Жёлтый – Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал на вопросы учителя. Я сумел выполнить все задания, мне было достаточно комфортно на уроке.

Зелёный – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

Литература

  1. География. Россия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.И. Алексеев. М.: Просвещение, 2010.
  2. Ф.Дьёлафэ. Археология. М.: АСТ. Астрель, 2002.
  3. А.М.Берлянт. Планета Земля. Большая серия знаний – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
  4. Короновский Н.В., Хаин В.Е., Ясаманов Н.А. Историческая геология: Учебник. – М.: Академия, 2006.
  5. Сизов А.В. Демонстрационный мультимедийный материал по исторической геологии, палеонтологии, стратиграфии, учении о фациях и палеогеографии. ИГУ. Геологический факультет, 2005.
  6. Фадеева М.А. Динозавры-охотники. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.
  7. Яковлева И. Палеонтология в картинках. М.: Детская литература, 1977.