Урок по курсу "Россиия - наша Родина"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4.

№ урока:1 “Россия - наша Родина”

Цель урока: Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

УУД:

1. личностные:

- формирование мотивации к изучению нового предмета;

- формирование гражданской и этнической идентификации;

2. метапредметные:

- развитие смыслового чтения;

- развитие речи;

- развитие коммуникативной компетенции;

- осуществление самоконтроля и самооценки;

3. предметные:

- расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны; ознакомление с новым предметом “Основы светской этики”

Виды деятельности: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания

Средства наглядности: Выставка книг о России, флаг, герб, физическая и политическая карты России, фотографии президента и губернатора, презентации.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент .

2. Слово учителя.

Ребята, а вы знаете, откуда произошло слово Родина? (Ответы обучающихся

- Слово Родина произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

- Ребята, предлагаю подобрать однокоренные слов с этим корнем (родить - произвести потомство, родители - отец и мать, у которых рождаются дети, родич - родственник, член рода, родня - родственники, родословная - перечень поколений одного рода).

Родина - это отечество, страна, и место рождения человека, народ - нация, жители страны.

- Ребята, как называется наше государство? (Россия, Российская Федерация.)

- Покажите на карте нашу страну.

- Скажите, пожалуйста, чем отличается одно государство от другого?

(Площадью, географическим положением, языками, обычаями, традициями, государственными символами...)

- Верно. У каждого государства есть знаки отличия: герб, гимн, флаг.

3. Сообщение обучающихся о государственных символах.

Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

Государственный герб Российской Федерации

Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

Государственный гимн Российской Федерации

Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

4. Чтение учителем стихотворения.

Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Всё, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

- О чём спрашивает себя герой стихотворения?

- К какому ответу приходит герой?

- А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

-Что для нас является Родиной?(Кемеровская область)

5. Работа со слайдом “Символика Кемеровской области и Анжеро-Судженска”

- Из цифр и слов составьте дату образования Кемеровской области.

1,2,3,4,5,6,7,8,9, январь, декабрь, февраль, апрель, май (задание выдаются в конверте)

26 января 1943 года.

- Административный центр Кемеровской области?

– Кемерово – административный центр Кемеровской области.

-Длина границ Кемеровской области 2520 км.

– Родина есть, но, наверное, должен быть человек, который управляет нашей маленькой Родиной – Кемеровской областью?

– В настоящее время Губернатор Кемеровской области – Тулеев Аман Гумирович (фотография)

– Каждое государство имеет свои символы.

- Символы Кемеровской области (Презентация №1)

– Что относится к символам Кемеровской области? (Герб, гимн, флаг)

Герб – официальная эмблема. (Вопросы по очереди вытягивают капитаны, а отвечает команда)

– Что представляет собой герб Кемеровской области? (французский щит)

– Чем обрамлён щит? Что они означают? (дубовыми ветвями, означают, что Кемеровская область наделена правами государственной власти и является субъектом Российской Федерации)

– Полосами какого цвета окаймлён щит? (чёрного и золотого цветов)

– Какого цвета нижняя часть щита? Что символизирует этот цвет? (Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство, природные богатства, цвет молодости и надежды)

– Что располагается в центре щита, при этом усечено с боков? Какого цвета и что символизирует? (Треугольник чёрногот цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полоской золотого цвета – террикон, символизирующий угольную промышленность.

– Что расположено в центре террикона?(перекрещенные кузнечный молот и кирка, развитие промышленности)

– Что символизирует важность сельского хозяйства для Кемеровской области? (3 колоса, устремлённые вверх в центре террикона)

– Треугольники какого цвета располагаются в левом и правом углах щита и что они символизируют? (красного, символ раскалённого металла)

– Какая дата написана на орденской ленте ордена Ленина, которая переплетает нижнюю часть венка? (1943 г. – год образования Кемеровской области)

– Что символизирует корона над центром гербового щита? (стилизованная чаша-символ богатства)

– Гимн

Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя, которая исполняется в особых случаях: ежегодно утром, во время спортивных праздников, ...

“Рабочая мелодия Кузбасса”, Слова кузбасского поэта Геннадия Юрова, музыка Евгения Лугова

Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны

- Флаг

– Что из себя представляет флаг?

(Прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей 1/3 длины. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области)

– Где флаг Кемеровской области поднят (установлен) постоянно?

  • на здании и в залах заседаний Совета народных депутатов, Администрации Кемеровской области, органов местного самоуправления, официальных представительств Кемеровской области;
  • в рабочих кабинетах губернатора Кемеровской области, председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, глав муниципальных образований..

- Когда могут вывешиваться флаги области?

В дни праздников и памятных событий на зданиях организаций, на жилых домах.

- Когда флаг области может быть поднят (установлен)?

При церемониях и во время торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Кемеровской области, при проведении спортивных соревнований, в помещениях для голосования в дни проведения выборов, на транспортных средствах Губернатора Кемеровской области и председателя Совета народных депутатов Кемеровской области

- Когда флаг приспускается?

В дни траура, объявленного в Российской Федерации или в Кемеровской Области.

6. Физкультминутка

7. Продолжение работы со слайдом “Символика Кемеровской области и Анжеро-Судженска”

- Рассмотрите, пожалуйста герб нашего города.

- Посмотрите на флаг нашего города и послушайте наш гимн.

- Вот такой замечательный у нас город.

- А это одна из легенд возникновения нашего города.

8. Работа с презентацией №2: “Чем удивительна Кемеровская область”.

- В Кемеровской области много историко-культурных и природных достопримечательностей.

Посмотрите, на них приезжают посмотреть со всей нашей страны.

- Кемеровский историко-архитектурный музей “Красная горка”

Музей создан на базе историко-архитектурных памятников. Их административным и жилым центром был район “Красная Горка”, расположенный в непосредственной близости от Горелой горы, где в 1721 году русский рудознатец Михайла Волков обнаружил Кузнецкий каменный уголь.

- Памятник Михайло Волкову

- Царские ворота – живописные скалы на правом берегу реки Мрас-Су. Скалы имеют высоту 100 м от уреза воды и отвесно обрываются в реку. Окраска меняется в зависимости от погоды и освещения. В солнечную ясную погоду скалы светлые – серо-белые с розоватым оттенком, в пасмурную дождливую погоду они становятся угрюмо серыми с фиолетовым оттенком. Ближе к вершине есть сквозное отверстие в виде капли диаметром несколько метров. Вероятно, это остаточные явления карстовых процессов, широко развитых в карбонатных толщах. В настоящее время отверстие частично закрывается деревьями. Вершина, северный и восточный склоны покрыты лесом (сосна, береза, пихта, кедр).

- (реликтовый вулкан) Кондовый бухтай .Недалеко от реки Кии находится полуразрушенный древний вулкан “Кондовый бухтай”девонского периода. Он участвовал в вулканической деятельности, происходившей на территории области более 400 миллионов лет назад.

- Уникальный памятник природы – “Спасские дворцы” - так называются скалы, расположенные недалеко от посёлка Спасска. Поражают размеры, массивность и неприступность скал, сложенных гранитными породами в окружении тайги. Устремившись ввысь, стоит пик “Спасских дворцов”. Тишина и мрак царят в их пещерах.

-В эпоху неолита на берегах Томи появились писаницы – наскальные рисунки древнего человека с изображением животных, человека и его охоты. Томская, Новоромановская, писаницы признаны ныне шедеврами мирового искусства.

- В 1995 году на территории Кемеровской области обнаружено кладбище динозавров. Найдены и исследованы останки ящеров мелового периода. Живших 120 миллионов лет назад. Большинство костей принадлежит травоядным пситтакозаврам – самым древним представителям рогатых динозавров. Эти динозавры, высотой до 1,5 м и весом чуть больше 20 кг, имели мощный костяной клюв и гребень.

- Над рекой Томью можно увидеть крепостные каменные останки Кузнецкого города. Это первое русское поселение было основано казаками и служилыми людьми в 1618 году и названо Кузнецким острогом. В 1622 году он получил статус города Кузнецка.

Более 200 лет Кузнецкая крепость оставалась самым южным укреплением в Сибири.

Кузнецкая крепость входила в систему укреплений, главным предназначением которой было сдерживание агрессивных планов Цинского Китая в отношении Южной Сибири. Общая площадь крепости составляет около 2,5 га. По ее основному периметру укрепления состоят из земляного вала с реданами. На углах крепости устроены полубастионы, 2 из них, расположенные с напольной стороны, облицованы плитами песчаника. В промежутке между каменными полубастионами сооружена кирпичная проездная подзорная башня. Внутри крепости располагалось 8 каменных зданий.

9. Подведение итога, домашнее задание.

– Что интересного взяли для себя?

– Что нового и интересного узнали?

– Я думаю, что осталось ещё много тайн у нашей маленькой Родины, которые нам с вами предстоит открыть.

- Дома разгадаете Кроссворд “Наш край” (на листочках)

1) Крупнейший город Кузбасса.

2) О каком полезном ископаемом Петр 1 сказал: “Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет”?

3) Родина космонавта Алексея Архиповича Леонова

4) Столица Кузбасса

5) Главная водная артерия Кузбасса

6) Название растения, которое первым зацветает в Кемеровской области

7) Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово. Что вы знаете о нем? (Михайло Волков - первооткрыватель Земли Кузнецкой).

- Также: найдите материал об известном человеке (по выбору) нашей Родины. Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

- Всего доброго.

Презентация № 2.

Литература.

1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений/Б.Х.Бражников, О.В.Воскресенский, А.В.Гольцер и др.; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.- М.: Просвещение, 2011.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк. М.:Просвещение,2011.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

Использован материал интернет-ресурсов:

  1. http://joymylife.org.ua,
  2. http://www.idealdomik.ru,
  3. http://www.portal-slovo.ru,
  4. http://slavya.ru.