География транспорта России

Разделы: География


ЦЕЛЬ: Выявить и объяснить различия в густоте путей сообщения по стране.

Задачи:

  • Дать определению понятию “густота путей сообщения”
  • Сравнить густоту дорог по регионам.
  • Назвать причины определяющие показатель густоты.
  • Выявить влияние разных видов транспорта на окружающую среду.

Используемое оборудование:

  • Интерактивная карта “Транспорт России”.
  • Учебники и атласы.
  • Статистические таблицы.

Данный урок является вторым в теме “Транспорт России” и заключительным в разделе “География межотраслевых комплексов”.

Ход урока

Организационный момент.

На столах распечатки с темой и целью урока. Учащиеся озвучивают цель, дают своё определение понятию “густота транспортных магистралей”. Учитель конкретизирует задачи на урок.

1) Используя представленные на экране фрагменты карты – назовите фактор размещения данных промышленных предприятий. (Приложение 1). Определяющим фактором является – транспортный фактор.

Сопоставьте две карты РФ - “Транспорт” и “Плотность населения”, сделайте вывод. - Основные направления транспортных магистралей соответствуют размещению населения.

Визуально выделите и назовите территории с максимальной и минимальной густотой транспортных путей.

- Центр, юго-запад, Поволжье, Урал – высокая густота, Сибирь, Дальний Восток минимальная.

4) Используя интерактивную карту учитель “удаляет” по очереди ж/д и автодороги.

- Какой вывод – дороги параллельны. Почему? – Разные виды грузов - разные виды транспорта.

5) Используя карту “Транспорт” определите, какими видами в основном могут пользоваться ваши ровесники в Якутии, Красноярском крае? – водный и воздушный, на юге ж/д.

6) Класс делится на две группы (по усмотрению учителя):

Первая, используя статистическую таблицу, определяет густоту ж/д в предложенных субъектах, сравнивает показатели и называет причины.

Регион Площадь территории тыс. км2 Эксплуатационная длина ж/д общего пользования, км (2010 год)
Омская область 141 752
Республика Хакасия 62 667

- Расчёт ведётся по формуле - длину: на площадь (формулу выводят самостоятельно).

- факторы: размер территории, длина дорог.

Дайте определение понятию “густота дорог” на основе сделанной работы. Это соотношение длины путей сообщения к площади территории.

На работу выделяется около 10 мин., затем устный ответ у доски. Класс записывает в тетрадях определение и факторы густоты дорог.

Что могут испытывать жители Омской области? (Высокая загруженность путей и их быстрый износ.)

Вторая группа, используя знания предшествующих занятий, называет степень влияния видов транспорта на окружающую среду по предложенной схеме: ++ - сильное, + слабое, 0 отсутствие влияния.

Виды влияния ж/д автомобильный водный электронный Трубопроводный
Загрязнение атмосферы выхлопными газами          
Загрязнение водных объектов          
Степень влияния на рельеф          

Устный ответ у доски. Называется степень влияния и определяется самый “опасный” вид транспорта.

7) Двое учащихся представляют практическую работу “Индекс связанность ж/д сети в Центрально-Чернозёмном и Северном экономическом районах”. Работа выполнялась на дополнительных занятиях по предмету. Основная задача работы: расширить представление о характеристике транспортных сетей путём формирования понятия “уровень связанности транспортной сети”. Работа представлена в виде презентации по программе PowerPoint. (Приложение 2).

8) Сформулируйте и назовите основные выводы (сначала письменно):

- Размещение транспортной сети соответствует размещению населения.

- Факторы густоты: плотность населения, длина путей, площадь территории.

- Регионы РФ различаются по густоте путей сообщения.

- В европейской части РФ степень густоты высокая, в азиатской низкая.

- Максимальная густота в столичном регионе (“Все дороги ведут в Москву)

- Транспорт оказывает влияние на окружающую среду.

9) Домашнее задание: используя параграф учебника, карты атласа и дополнительные источники дайте характеристику понятию “Транспортный узел”.

Практическая работа “Знакомство с характеристиками уровня развития транспортных сетей”.

Задачи:

1. Познакомится с понятием “уровень связанности транспортной сети”.

2. Выяснить, как влияет сложность конфигурации транспортной сети на развитие хозяйства района и жизнь населения.

Порядок работы:

1. Вычертить упрощённые графические схемы основных ж-д районов.

2. Дороги – прямые линии, места их пересечения с границами района и друг с другом – точки. Точки – это вершины, дроги – рёбра.

3. Определить и сравнить индекс связанности дорог по формуле: Ис = Чв / Чр,

где Ис – индекс связанности, Чв – число вершин, Чр – число рёбер.

4. Оценить полученные результаты, если Ис меньше 1 - сеть слабо связана, Ис равен 1 сеть имеет один связанный контур, Ис больше 1 – сеть сложная. (Вариант выполнения – Приложение 2.)

Используемая литература.

1. География России: Учеб. для 8-9 кл./Под. Ред.А.И. Алексеева: кН.2 Хозяйство и географические районы. - М.:Дрофа, 2002.

2. Ром В.Я., Дронов В.П. Школьный практикум. География России: Население и хозяйство. 9 кл. - М.:Дрофа,1999.