Развитие детской самостоятельности через познание окружающего мира в информационном пространстве в условиях ФГОС НОО

Разделы: Информатика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


1. Вступление.

Презентация.

Ещё древнегреческий философ Аристипп из Кирены живший 355 лет до н.э. сказал:

Детей надо учить тому,
что пригодится им,
когда они вырастут.

2. ФГОС нового поколения.

Поэтому наша тема: “Развитие детской самостоятельности через познание окружающего мира в информационном пространстве” с новыми стандартами ФГОС становится значимой на сегодня.

Начиная с 1 класса работать в информационной среде, готовим к тому, чтобы дети были социально адаптированы и умели коммуникабельно управлять информационной средой.

Программа “Проектная деятельность” позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

3. Актуальность пространства в работе:

Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что:

проектная деятельность является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- проектная деятельность актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность;

- проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

  • потребность расширить знания, узнать новое;
  • овладеть умением работать с информацией при помощи информационных технологий;
  • желание проявить самостоятельность при принятии решений, что поможет в самообразовании;
  • выполнить задание без посторонней помощи;
  • возможность публично представить результаты своей деятельности и оценить работу одноклассников;

Переход современного образования от знаниевой парадигмы к компетентностной ставит своей целью воспитание социально-компетентной личности, где особенно важными являются информационная и учебно-познавательная, успешно формировать которые позволяет метод самостоятельной работы с использованием ИКТ. Он является активным методом обучения, в процессе которого учащиеся решают не только учебную задачу, но и получают необходимые навыки работы с компьютером и информацией.

НОВОЕ КАЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ ОБРАЗОВАНИЯ самостоятельная информационная деятельность

4. Пространство.

Каждый учитель начальных классов по требованиям ФГОС имеет рабочее информационное пространство, которое находится на сайте www.nachalka.seminfo.ru Где зарегистрированы все учащиеся класса и отображены в списке курса.

Для работы дети самостоятельно вводят логин и пароль.

Они попадают в рабочее пространство, которое состоит из:

  • полезных ссылок для учащихся,
  • родителей,
  • учителя
  • новостных блоков: расписание уроков,
  • звонков,
  • объявления

5. Работа учителя в пространстве.

Основные требования к работе учителя в информационной среде

  1. Информационное пространство используется для работы по одному учебному предмету или интегрированному курсу
  2. В курсе опубликованы ресурсы, использованные учителем на уроке.
  3. Результаты самостоятельной деятельности учащихся (в виде форумов, ответов на задания и т.д.)

В своем рабочем пространстве учитель может разместить не только учебный материал к урокам: презентации, ссылки на полезные сайты, тесты по пройденным темам, викторины, кроссворды с автоматической обработкой результата.

6. Работа учащегося в пространстве.

Учащиеся используют данный материал для:

1) закрепления учебного материала, проверки своих знаний;

2) самоподготовки к олимпиадам, конкурсам;

3) участия в проектах;

В процессе обучения обратная связь является необходимой частью обучающей среды, а оценка результатов – одним из важнейших процессов в обучении. Тестирование становится для учеников инструментом, с помощью которого они могут сами оценить свою работу и самостоятельно определиться в дальнейшей деятельности.

7. Проектная деятельность.

Самостоятельная работа всегда завершается результатами. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности ученика и учителя. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, творческий подход к решению той или иной проблемы. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, показанные учеником, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

8. Помощь родителей.

Родители могут использовать материалы для:

1) Оказания помощи ребенку при подготовке к уроку

2) Контроля успеваемости обучающегося.

3) Сделать доступным для родителей и детей отчеты о мероприятиях по внеурочной деятельности. Учитель выкладывает фотографии внеклассных мероприятий и экскурсий.

9. Заключение.

Использование новых информационных технологий в учебном процессе улучшает качество обучения, позволяет реализовать идеи развивающего обучения, увеличивает доступность образования, обеспечивает гармоничное развитие личности ученика, дифференцирует процесс обучения исходя из индивидуальных особенностей каждого учащегося.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Учителю необходимо владеть современными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

ИП имеет широкие возможности для реализации целей каждого учителя. Учащиеся с каждым годом будут осваивать новые знания и к 11 классу будет полностью сформирована современная ИКТ компетентная личность.

10. Решение

В дальнейшем работа в ИП приведет к развитию образования детей обучающихся на дому и дистанционно.

“Знание возникает на основе не заучивания, а самостоятельного размышления над фактами,
а мышление развивается в результате систематической переработки конкретных фактов и идей”. Н.Г. Дайри