Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в социум через воспитательную работу

Разделы: Социальная педагогика


В настоящее время распространение процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях страны является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законом об Образовании в РФ. Процессы социализации и интеграции детей с отклонением в развитии протекают на протяжении всей их жизни. Социальная адаптация ребёнка-инвалида, включение его в общественно полезную деятельность, развитие у него позитивного отношения к жизни, обществу, семье, труду, наряду с задачами обучения и воспитания, является одной из наиболее важных задач. В школьном отделении ГБОУ ЦПМСС “Раменки” сложилась система воспитательной работы, включающая в себя целевую комплексную программу, ежегодный план воспитательной работы школы, планы работы учителей и воспитателей групп продлённого дня, анализ уровня воспитанности учащихся. Одной из главных задач, которые решает педагогический коллектив, является задача социальной адаптации и интеграции детей с тяжёлыми двигательными нарушениями в общество.

В начальной школе Центра “Раменки” обучаются дети-инвалиды вследствие ДЦП в возрасте от 7 до 12 лет. В школу зачисляются дети из дошкольного и коррекционно-диагностического отделений Центра, а также дети, не посещавшие никакого образовательного учреждения до школы. В основном ребята имеют сниженный запас представлений об окружающем мире, не знают многих явлений предметного мира и социальной сферы, чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике из-за ограничения контактов с взрослыми и сверстниками в связи с их двигательными нарушениями. Особого внимания требуют и семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. В концепции семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии большое внимание уделяется вопросу максимального развития потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи, включение семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в социокультурные мероприятия образовательного учреждения. Каждый ребёнок–инвалид имеет индивидуальную программу реабилитации, в которой прописаны услуги по социальной реабилитации. За десять лет работы Центра в школе сложилась система воспитательной работы, в которой важное место отведено мероприятиям по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально – педагогическая реабилитация - это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами.[3] Вся воспитательная работа в школе проводится в несколько этапов. Первый этап – это работа на уровне класса - группы продлённого дня, второй этап - это общешкольная работа и третий этап это – внешкольная работа. В воспитательно-образовательном процессе участвуют все: педагоги, учащиеся и родители.

Вся воспитательная работа строится в соответствии с принципами:

  • Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;
  • Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы и общества;
  • Творческое начало воспитания;
  • Сотворчество – совместный поиск истины.

Основные направления воспитательной работы:

- расширение запаса знаний и представлений у детей с ограниченными двигательными и сенсорными возможностями здоровья;

- комплексное воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, умственное, физическое;

- коррекционная работа в рамках развития продуктивной деятельности (ручной труд, изобразительное искусство).

На каждом этапе воспитательной работы ставятся задачи, от успешного решения которых зависит конечный результат. Так, на уровне класса - группы продлённого дня главная задача – это формирование у учащихся знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, обучение детей жизненным навыкам самообслуживания, культуры общения и толерантного поведения, социальной независимости, а также сплочение детского коллектива и формирование коммуникативных навыков у младших школьников. На общешкольном уровне у учащихся закрепляются и обобщаются знания о явлениях, происходящих в окружающем мире: природе и обществе, а также формируются навыки общения в большем коллективе, умения выступать перед аудиторией (родители, педагоги, гости). На внешкольном уровне дети продолжают знакомиться с окружающим миром, социальной и культурной средой, историческим прошлым и настоящим России, города Москвы и Западного округа столицы. Одной из главных целей социальной адаптации является приспособление ребёнка к реальной жизни, познание внешнего мира. Социокультурная реабилитация включает в себя проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия в них детей, удовлетворяющих их духовные запросы, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения [3]. Ежегодно в общешкольном плане воспитательной работы предусматриваются такие мероприятия, как посещение театров, выставок, живых уголков, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники и др. Простроенная таким образом воспитательная работа способствует формированию у учащихся умений в общении и потребности в творчестве. Стали традиционными концерты, посвящённые Дню Учителя и международному Дню 8 марта, в которых принимают активное участие школьники и их родители. Дети своими руками готовят подарки родителям и педагогам. Интересно и весело проходят общешкольные спортивные мероприятия - это праздники на воде, эстафеты и игры в спортзале, на спортивной площадке. В проводимых мероприятиях принимают активное участие школьники из близрасположенных общеобразовательных школ.

Ежегодно среди учащихся школы проводятся конкурсы чтецов. Ребята серьёзно готовятся, показывают знания стихов русских поэтов и навыки выразительного чтения. По результатам городского конкурса чтецов 2009 года четверо учащихся получили дипломы и подарки. В 2012-2013 учебном году в школьном конкурсе чтецов принимали участие не только дети, но и педагоги. Конкурс был посвящён трём историческим событиям: 200-летию Бородинской битвы, 400–летию освобождения русской земли от польских интервентов и 71-й годовщине разгрома немцев под Москвой в ВОВ 1941–1945 годов.

Уровень проведения данных мероприятий становится с каждым годом выше и вызывает неподдельный интерес, как у детей, так и у взрослых. В декабре 2013 года в конкурсе чтецов, посвящённого 72-й годовщине разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой в ВОВ 1941–1945 годов, приняли участие младшие школьники, педагоги и родители.

Особое место в социокультурной реабилитации младших школьников принадлежит экскурсиям. Дети, которые раньше не имели возможности в силу двигательных ограничений, совершать поездки по достопримечательным местам города, посещать музеи, театры, цирк и другие культурные места, теперь получили такую возможность. Систематическое посещение музеев и театров даёт хорошие результаты. Прежде всего, ребята обогащаются новыми знаниями, расширяют свой кругозор, получают возможность общения с новыми людьми. Школьники внимательно слушают экскурсовода, отвечают на вопросы и умеют их задавать, благодарить экскурсовода за интересную беседу или лекцию. Всё это способствует успешному прохождению процесса социальной адаптации детей с отклонением в развитии в общество. В последнее время в положительную сторону изменилась позиция родителей, они активнее включаются в поездки вместе с детьми и при этом проявляют живой интерес экскурсионной работе. С каждым годом культурное образовательно-воспитательное пространство всё больше расширяется и углубляется. Мониторинг охвата учащихся культурным пространством города за три года представлен в таблице (приложение № 1).

Важное место в повышении социального статуса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата принадлежит конкурсам, выставкам, фестивалям. Под руководством учителей начальных классов, воспитателей, педагогов дополнительного образования учащиеся готовят различные поделки и рисунки для участия в конкурсах и выставках окружного и городского подчинений. Многие ребята становятся победителями и награждаются дипломами, грамотами и подарками. Мониторинг участия младших школьников в конкурсах детского творчества можно увидеть в таблице (приложение № 2).

Особое место в воспитательной работе центра отводится проектной деятельности. В проектах участвуют дети, родители и педагоги. Выбирается тема, чаще всего из окружающего мира. Ставится проблема, собирается материал по теме всеми участниками проекта, затем этот материал обобщается и обрабатывается, оформляется наглядность в виде стенда, плаката, поделки, затем готовится доклад и завершается данная работа выступлением детей. Проектная деятельность оживляет процесс обучения и воспитания, способствует дальнейшей адаптации ребёнка к социальной реальности, познанию внешнего мира. Метод проектов помогает понять, что ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве.

Литература.

1. Жигорева М.В. д.п.н., профессор МГГУ им. М.А. Шолохова Концептуальные подходы к реализации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, ж. Коррекционная педагогика, № 3(49), 2013.

2. Ткачёва В.В., д.пс.н., профессор МГГУ им. М.А. Шолохова Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования, ж. Коррекционная педагогика, № 3(49), 2013.

3. “Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов”, ГОСТ Р 54738 – 2011.

Приложение № 1

 Мониторинг охвата учащихся культурным пространством г.Москвы

№ п/п Название музея 2010-2011
учебный год
2011-2012
учебный год
2012-2013
учебный год
1. Государственный музей Обороны Москвы + + +
2. Государственный музей ВОВ на Поклонной горе + + +
3. Музей-панорама “Бородинская битва” + + +
4. Мемориальный музей космонавтики + +  
5. Центральный пограничный музей ФСБ России +    
6. Квартира-музей А.С.Пушкина на Арбате + +  
7. Государственный Дарвиновский музей + + +
8. Московский планетарий + +  
9. Третьяковская галерея +    
10. Дом-музей К.И.Чуковского + +  
11. Квартира-музей А.М.Васнецова +    
12. Дом-музей бабочек на ВВЦ +    
13. Галерея кукол А.Чижовой + +  
14. Государственный Музей А.С.Пушкина + +  
15. Экоцентр на Воробьёвых горах     +
16. Музей ёлочных украшений     +
17. Квартира-музей В.В.Маяковского +    
18. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина + +  
19. Государственный музей Л.Н.Толстого +    
20. Государственный Исторический музей   +  

Приложение № 2

Мониторинг участия младших школьников в конкурсах детского творчества

№ п/п Статус и название конкурса 2010- 2011
учебный год
2011 – 2012
учебный год
2012 – 2013
учебный год
1. Окружной конкурс “Новогодние чудеса” + + +
2. Городской конкурс чтецов для детей с ОВЗ +    
3. Городской конкурс рисунков “Лучики надежды” для детей с ОВЗ + +  
4. Фестиваль детского творчества “Надежда”, окружной этап + + +
5. Фестиваль детского творчества “Надежда”, городской этап + + +
6. Окружной конкурс стихов “К толерантности через школьную поэзию”   +  
7. I окружной фестиваль “Салют, Победа!” к 65-летию Победы в ВОВ 1941 – 1945г.г. +    
8. XII фестиваль детского и юношеского творчества “Юные таланты Московии” в номинации “Информационные технологии”   +  
9. Окружной фестиваль “Национальной кухни” в рамках социально-образовательного проекта “Я не чужой” в номинации “ Сохраним традиции молдавской кухни” +