Интегрированный урок-игра по окружающему миру по теме "Осенние изменения в живой и неживой природе"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об осенних изменениях в природе; учить учащихся наблюдать за природой;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, критически мыслить;
  • развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • формировать умение участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить свои высказывания;
  • воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу; развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства
  • способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях; способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учащиеся научатся характеризовать осенние изменения в живой и неживой природе(ветер, дождь, облака, солнце, листопад,); объяснять причины природных явлений в природе; приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы, используя народные приметы; характеризовать осенние изменения в жизни растений и животных.
  • Учащиеся получат возможность: приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе

Метапредметные:

Регулятивные: Учащиеся научатся понимать цель познавательной деятельности; планировать свои действия при выполнении задания; познавательные: Учащиеся научатся ; получать информацию, используя тексты, рисунки.
Учащиеся могут научиться: извлекать информацию о временах года из стихотворений, иллюстраций,

Коммуникативные: Учащиеся научатся: выполнять индивидуальные и групповые задания в классе; совместно выполнять работу и анализировать ее результаты.
Учащиеся могут научиться: распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий

Личностные:
У учащихся будут сформированы: эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и желание воплотить его в своих творческих работах; чувство любви к родному краю, чувство гордости за свою Родину.

Могут быть сформированы: осознание себя как гражданина России.

Основные понятия: явления, погода, осадки, приметы.

Межпредметные связи: литературное чтение (чтение произведений об осени, музыка – слушание музыки П.И.Чайковского “Времена года”, технология (эстампы листьев, аппликация из листьев)).

Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

1. Компьютерная презентация, мультимедийная установка, экран, Mac Book Pro, ЦОРы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/052e6bd6-0b80-46cd-88a3-7624fb79ad83/ResFile.SWF детские поделки, рисунки, картинки про осень.
2. Закладка из цветного картона для каждого ученика, наклейки с изображением бабочек и цветов.
3. Кленовые листочки из бумаги, вазочки для каждой команды из бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети делятся на 4 команды предварительно вытянув лист определённого цвета (жёлтого, красного, зелёного, пурпурного цвета), садятся за 4 стола. Выбираются капитаны команд.

II .Определение темы урока и целей.

Ребята, послушайте стихотворение , которое прочитает Настя. И подумайте, о каком времени года в нём говорится:

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, закрома.
Сказала: “за мною нагрянет зима”.

– О каком времени года пишет поэт?
– Как вы догадались?

Значит, чему посвящён наш урок? (Осени.)

Презентация:

1. Прослушивание муз. фрагмента П.И.Чайковского “Времена года” – осенняя песня. (Сменяются слайды с изображением осенних деревьев.)

Сегодня мы поговорим о том, почему происходят изменения в живой природе. Отчего это зависит?

III. Повторение и закрепление изученных знаний.

Назовите осенние месяцы.

1. Групповая работа. (Дети получают рассыпавшиеся пословицы.)

– Соберите пословицы.

Ноябрь –
Сентябрь
Октябрь –
плащ с плеч срывает, пальто надевает.
месяц близкой пороши.
сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка

 (Сентябрь плащ с плеч срывает, пальто надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.)

Как в народе называют каждый осенний месяц? (Добавить к названию месяца народное название: Листогной, хмурень, грязник.)

(Сентябрь – хмурень, октябрь – грязник, ноябрь – листогной.)

А сейчас мы узнаем, как вы умеете разгадывать загадки.

2. Фронтальная работа.

– Капитаны команд загадают загадки, а вы скажете, о какой природе идёт в них речь? За каждый правильный ответ даётся команде листик дерева. А отгадавшему– наклейка на закладку. (Капитаны вызываются к доске и читают загадку для каждой команды.)

1-я команда: Без огня горит. (Солнце.)

2-я команда.

Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил. (Дождь.)

3-я команда:

Неизвестно, где живёт,
Налетит– деревья гнёт.
Засвистит– по речке дрожь,
Озорник , а не уймёшь. (Ветер.)

4-я команда:

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Облако.)

(Ответы детей.)

– Что объединяет все эти предметы? (Это неживая природа.) Как они связаны друг с другом?

– Сделаем вывод: какие изменения происходят в неживой природе осенью? Посмотрим, как это влияет на живую природу.

3. Фронтальная + групповая работа.

Разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

1. Есть у родственницы ёлки неколючие иголки. Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки.

2. В поле родился, на заводе варился, в чае растворился.

3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать – на землю падает опять.

4. Я из крошки – бочки вылез. Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – ничего, что очень мелок.

5. Стоит Алёна – платок зелёный. Тонкий стан – белый сарафан.

6. Это широколиственное дерево с резными листьями.

7. Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит?

7. Это дерево и кустарник из семейства берёз.

8. Какое вещество окрашивает листья растений в зелёный цвет?

9. Это вещество образуется в листьях растений на свету.

10. Они поглощаются корнями растений из почвы при помощи воды.

– Что происходит с деревьями и кустарниками с наступлением осени?
– Как называются эти явления природы? (Листопад.)

4. Физкультминутка: Послушайте, как шумит лес. (Звукозапись “Шум леса”.)

Тихо-тихо мы встаём.
В лес осенний мы идём.
Мы тихонько в лес зайдём (Ходьба на месте.)
Что же мы увидим в нём? (Повороты головы влево – вправо.)
Там деревья подрастают (Руки плавно в стороны и вверх.)
К солнцу ветки направляют.
Ветер сильный налетает и деревья он качает (Движение рук вправо-влево.)
Тише-тише не шуми, мы зверей хотим найти.

5. Индивидуальная работа.

Каких животных нам удалось увидеть в нашем лесу?

Разгадайте ребусы про животных. (Даётся каждому ученику свой ребуc, а если он не справляется, ему помогает команда.) Ребусы про животных (заяц, медведь, лиса,(лисица), полёвка, лось).

(Приложение 2)

6. Групповая работа.

Работа с цорами на Mac Book http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/052e6bd6-0b80-46cd-88a3-7624fb79ad83/ResFile.SWF “ Как животные готовятся к зиме”?

Что же влияет на изменение жизни животных осенью?

А в завершение послушайте стихотворение, которое прочитает Костя.

Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью– зима.
Мы её не ждём, не просим,
А она идёт сама.

7. Рефлексия учащихся.

Оцените свою работу:

Покажите ваши закладки с цветами и бабочками. Какие букеты получились у каждой команды?

– на уроке я работал активно или нет;
– своей работой на уроке я доволен или нет;
– урок для меня показался коротким или длинным;
– моё настроение стало лучше или хуже.

Используемые источники:

  1. ЦОРы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/052e6bd6-0b80-46cd-88a3-7624fb79ad83/ResFile.SWF
    “Как животные готовятся к зиме”.
  2. П.И.Чайковский “Времена года” – осенняя песня.
  3. Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. Москва. “Просвещение”. 1988 г.
  4. Ребусы в картинках: http://pesochnizza.ru/igroteka/rebusy-strany
  5. Поурочные разработки “Мир вокруг нас” О.В. Казакова, Н.А. Сбоева “ВАКО”. 2003 г.
  6. Интернет-ресурсы.