Стратегические и технологические основы подготовки учащихся к итоговой аттестации

Разделы: Математика


ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, который хочет продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

При подготовке к экзаменам они должны иметь довольно большой объем знаний. Специфика экзаменов в форме теста ставит ребят в довольно сложное положение, т.к. они должны уметь применять свои знания чаще всего в нестандартной для них ситуации. Вот здесь и встает вопрос – “Как учить результативно, чтобы школьный экзамен по математике стал проверкой знаний учеников, а не наказанием за бесцельно проведенные дни в школе?” Для подготовки к сдаче государственных экзаменов необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторые из тем и разделов курса математики основной и средней школы, т.е. “объять необъятное”.

При подготовке к ЕГЭ по математике можно отметить:

1. Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки.
2. Непредсказуемость содержания заданий.
3. Насыщенность программы по математике новым материалом в 11-ом классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, значит подготовка к ЕГЭ в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке ученика.

Направлениями деятельности учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ являются следующие:

  • организация информационной работы (правила поведения на экзамене, правила заполнения бланков, знакомство с нормативно-правовыми документами);
  • предметная готовность (диагностика и анализ качества ЗУН учащихся, организация вводного, текущего, итогового, повторения, организация самостоятельной работы учащихся),
  • методическая подготовка учителя, создание банка тестовых заданий,
  • психологическая подготовка (обучение навыкам самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах, навыки поведения на экзамене)

Формы информирования родителей:

1. Родительское собрание в форме “Открытый микрофон”.
2. Информация на сайте.
3. Информация на школьном стенде.
4. Электронный журнал, электронный дневник, диалог с родителями.

Я остановлюсь на двух проблемах учащихся при сдачи экзамена. Первая из них – устный счет.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в 5-9 классах на каждом уроке необходимо отводить 5–7 минут, а в 10–11 классах – раз в неделю для проведения устного счета, предусмотренного программой каждого класса.

Организация устных упражнений всегда была и остается “ узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную вычислительную нагрузку – действительно трудная задача. В разрешении этой проблемы помогают наборы упражнений, тренажеры. Я хочу показать, как используется устный счет в теме “ Производная”, которая является основной в 10–11 классах. Все виды заданий разбиты на отдельные части, помеченные заглавными буквами. Каждая часть предназначена для проведения устного счета.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Формы проверки:

1. взаимопроверка,
2. проверка по рядам,
3. изменение времени устного счета,
4. на скорость.

Вторая проблема-это тестовые задачи, которые вызывают большие трудности у учащихся.

Нами разработаны практические советы для решения задач разного вида.

Рассмотрим задачу на смеси и сплавы из последней тренировочной работы.

Советы состоят из 3 этапов:

1. За х и у принимаются массы растворов.
2. Находится % содержание растворенного вещества в растворах.
3. Составляется система уравнений и решается.

Поначалу задача вызвала большие трудности, но, когда ученикам разрешили воспользоваться советами, то многие справились с задачей.

Несмотря на кропотливую работу учителя, учащиеся на ЕГЭ делают много ошибок. Помощь учителям могут оказать советы.

1. Уроки-лекции.

Экономим время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараемся выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаются практике.

2. Уроки-практикумы.

Уроки-практикумы попутно дополняются недостающим теоретическим материалом. Сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показывается, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараемся при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет на уроке и на дополнительных занятиях.

3. Тетрадь-справочник.

Чтобы осознать и ликвидировать свои ошибки, ученик должен иметь под рукой правило, формулу или алгоритм решения. Учебников с такой информацией у школьников нет, и они не знают, в учебнике какого класса её искать. Каждым учащимся ведется тетрадь-справочник, в которой отражены все основные вопросы данного материала по той или иной задаче, а именно прописываются: теоретический материал, алгоритм решения,помещены тренировочные задания . Таким образом, изучая материал в полном объеме, ученик знает где, как и что ему надо повторить, если такая необходимость возникла. Иногда достаточно одного взгляда , чтобы ученик “раскрутил” ту цепочку основных умений, которые в свое время, видимо, не были доведены у него до автоматизма . Таким справочным материалом очень удобно пользоваться при подготовке к ЕГЭ на уроке, для самостоятельной работы, при посещении курсов в вузы. Применяемая технология позволяет включить в работу каждого ученика. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, и могут их использовать в качестве математической поддержки.

4. Этапы подготовки к ЕГЭ:

  • тематический,
  • тренировочный,
  • индивидуальный,
  • контроль времени.

Следуя этим принципам, формируются у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Наша цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваются способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараемся давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

5. Для достижения хороших результатов важна техническая подготовка учащихся.

1. Оценка трудности задач и разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.
2. Прием “спирального движения” по тесту. Задания теста надо просмотреть от начала до конца и отметить для себя то, что кажется простым, понятным и легким, т.е. выполнить те задания, которые можно выполнить сходу, без особых раздумий. После выполнения данных заданий следует еще раз просмотреть тест и определить следующие задания, которые можно попробовать решить. Возможно, найдется задание, которое к данному моменту “созрело”.
3. Самоконтроль времени, умение его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
4. Первичная проверка ответов, проводимая сразу после решения задания. Соотнести ответ с условием задачи.

Для организации непосредственной подготовки выпускников к экзамену в классе выявляются целевые группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель преодолеть порог минимального балла ЕГЭ (решают стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения);

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить балл, достаточный для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки (самостоятельно могут решить задачи среднего уровня);

третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов (решают задачи продвинутого уровня, привлекаются в качестве консультантов).

Мы проводим и обычные по форме уроки, и уроки организации работы в группах, когда каждый учит каждого, т.е. уроки, на которых применяется технология сотрудничества. Наблюдая за работой на уроке, заметила, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При разборе задач у учащихся часто возникают различные вопросы, и оказать каждому помощь на уроке не возможно, но если ученики работают в группах, они быстрее находят пути решения и могут оказать друг другу консультативную помощь. Эта форма эффективна и при работе с тестами, т.е. тест, дается не индивидуально каждому, а паре или группе учащихся. Причем при такой организации труда можно осуществлять и дифферецированный подход.

Наша большая работа дает положительные стабильные результаты.

Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.