Игровые методики развития интеллекта в работе с одаренными детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


Большинство современных психологов признают, что развитие одаренности у детей не всегда является результатом сложного взаимодействия природных задатков и социокультурной среды. Особое значение приобретает еще и детская активность.

Существуют две разные точки зрения: “все дети являются одаренными” и “одаренные дети встречаются очень редко”. Одни считают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Другие полагают, что одаренность – уникальное явление. Каждый ребенок может проявить особую успешность в разных деятельностях, так как его психические возможности пластичны. И это создает условия для формирования различных видов одаренности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому “видеть”, находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью в качестве основных направлений работы с данной категорией детей мною было выделены игровые методики развития интеллектуальных способностей детей (автор Л. Береславский). Метод Л.Береславского нацелен на опережающее обучение. При этом у ребенка еще в раннем детстве закладываются навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем – в школе и во взрослой жизни. Название Метода – раннее интеллектуальное развитие детей – скорее дань времени. Точнее, с точки зрения нейропсихологии, мы говорим о СВОЕВРЕМЕННОМ развитии детей, и предлагаем новую форму воспитательно-образовательной работы детей с 3 лет. Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Не будучи вовремя востребованными, эти способности могут быть с возрастом утрачены. Игры-тренажеры, созданные педагогом-новатором Л.Береславским, рекомендованы Министерством образования России к применению в дошкольных учреждениях.

Цели и задачи метода Л. Береславского позволяют:

– Повысить интерес к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем.
– Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка.
– Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в школе.
– Воспитывать такие качества, как самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение анализировать, находить нестандартные решения, логически и абстрактно мыслить.

Основные принципы обучения по методике Л.Я. Береславского:

  • Любое обучение ребенка должно проходить в игровой форме. У ребенка нельзя отбирать его детство.
  • Обучение четко систематизировано, основано на повторениях и возвращениях к пройденному.
  • Каждый педагог должен быть еще и актером и ребенком одновременно, чтобы детям было интересно заниматься.
  • Обучение должно проходить с чередованием умственной деятельности и физической активности.
  • Обучение должно быть направлено не только на развитие умственных способностей, но и на развитие самостоятельности.

Организованная образовательная деятельность проходит в игре и обязательно на фоне положительных эмоций, которые активизируют мышление и делают его более эффективным. Занятия проходят 2 раза в неделю и составлены для детей четырех возрастных групп: (2,5–3 лет), (3–4 лет), (4–5 лет), (5–6 лет). В каждом занятии определены педагогические и психологические цели, тематика, содержание, технические средства.

Во время занятий с помощью специально подобранной системы игр и упражнений происходит накопление интеллектуальной информации. Л.Я. Береславский считает, что начинать заниматься с ребенком следует с 1,5 лет. Я занимаюсь с детьми, в нашем детском саду, начиная с 3 лет и до 6–7 лет. Все занятия четко структурированы. Очень важный момент, которому уделяют огромное внимание в методике Береславского – ребенок должен расти и развиваться в атмосфере успешности. Именно поэтому в группы набирают не больше 4 детей с индивидуальным подходом к каждому ребенку: каждый должен чувствовать себя неповторимым, удачливым и умным.

Время развивающей игры не должно быть большим, даже 3–5 минут бывает порой достаточно. Главное, чтобы она была доведена до логического финала. На протяжении 10–25 минут (в зависимости от возраста), пока длится занятие, они увлеченно переходят от одной развивающей игры к другой.

От игры к успеху.

Предлагаем некоторые игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей одаренных детей от 3 до 7 лет.

Задача на развитие памяти (с 3 лет).

Нарисуйте поле из девяти клеточек, как для игры в крестики-нолики, в каждой клеточке расположите символы (кружки, треугольники, косые палочки). Верхний ряд – только кружки, средний – одни треугольники, нижний – косые палочки. Попросите малыша запомнить за 3 секунды, где какая фигура была расположена, а потом нарисовать эти фигурки на чистом поле. Усложните расположение фигур, пусть запомнит их в “перепутанном” виде.

Задача на развитие смысловой памяти.

(Для детей 4–5 лет.)
Разложите на стопе вещи и игрушки: карандаш, тетрадь, мишку, кубик, пирамидку, зайца. Составьте маленький рассказ: “Мишка и зайчик однажды так заигрались с кубиком и пирамидкой, что забыли выполнить задание карандашом в тетрадке. Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке”. Перенесите все вещи в другую комнату, дополните еще чем-то и попросите ребенка найти те игрушки и предметы, которые он запомнил.

Задача на понятия “вне” и “внутри”.

(Для детей от 5 лет.)
Нарисуйте на листе бумаги прямоугольник (круг, овал). Внутри контура расположите черные кружки, а снаружи – цветные. Спросите, какие кружочки лежат вне прямоугольника, а какие внутри него.

Задача на логическую связку “не”.

(Для детишек от 6 лет.)
Нарисуйте три домика. Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра – 1, 2 или 3. Спросите: “Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1?” Можно заменить цифры на фигуры. Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут, – в зеленый. Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.

Маленький спектакль.
Дети впитывают все новое, как губки. Для этого достаточно разыграть перед ними мини – спектакль и вовлечь в игру.

Вот малышам предлагается пройти изображенный на карточке лабиринт и провести гномика по тропинке к волшебному кладу. Педагог рассказывает сказку о маленьком человечке и спрятанных сокровищах. И вот уже гномик отправился в путешествие, а малыши увлеченно помогают своему герою.

Маленький спектакль.

Зайчик и Мишка решили встретится около озера, Как им помочь? Для наглядности ребенок ставит на карточку фигурку и вот уже дети отправились к озеру и т. д.

 

Игра “Прими правильное решение”.

(Для детей 6 лет.)

“А реши, по какой дорожке лучше идти домой: по короткой, но опасной (без светофора), или по соседней, где идет стройка, а может по той, которая самая длинная ”.

Дети рассуждают, а педагог подсказывает свое решение проблемы.

При диагностике одарённости исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик: Тест Д.Векслера “Диагностика структуры интеллекта” (детский вариант); Фигурные тесты П.Торренса; Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний; Тест “Не прозевайте вундеркинда” и Тест “Как развита фантазия вашего ребенка” для родителей и педагогов.

На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости у детей.

Результаты.

Диагностическое обследование детей 5–6 лет, после обучения по методу Л. Бререславского, показало, что:

– устойчивость и концентрация внимания превышала в 2,7 раза,
– зрительная память выше в 1.3 раза,
– продуктивность работы по корректурной пробе в 1-я минуты выше в 2.2 раза, в 10-ю мин. – в 3–4 раза,
– уровень обобщения у обучающихся детей достаточно высокий.