Урок одной задачи по алгебре 7 класса

Разделы: Математика


Тема урока: Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными и способы их решений.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: линейка, угольник, учебник.

Эпиграф:  «Полезнее решить одну задачу несколькими способами, чем несколько задач одним способом».

Цели урока:

  • Образовательные: научить учащихся различным способам решения системы двух уравнений с двумя неизвестными.
  • Развивающие: продолжить работу по развитию у учащихся интереса к предмету, творческого мышления, вычислительных и исследовательских навыков и способностей.
  • Воспитательные: формировать у учащихся высокие нравственные качества: упорство и целеустремленность в труде, настойчивость в поисках новых рациональных и изящных решений любой задачи.

ХОД УРОКА

Слово учителя: На прошлом уроке вы получили задание на дом:

1) Условие задачи, по которым должны были вы составить систему уравнений.
2) Эту систему необходимо решить известными вам способами.
Перейдем непосредственно к сути урока. Повторим способы решения двух линейных уравнений с двумя неизвестными.

Приглашается к доске первый ученик, который решил задачу (систему) по крайней мере, одним способом.
Ученик, согласно данным и условий задачи, строит на доске прямоугольник, изображающий участок АВСД и по памяти сообщает: «Прямоугольный участок земли огорожен изгородью длиной 26 м. Длина прямоугольника больше его ширины на 5 м. Необходимо найти длины сторон участка и его площадь».

А                                   В



у                                         

С        х                          Д

Ученик. Наносим данные на чертеж.
Длины сторон прямоугольника обозначаем через х и у. Анализируем. Чтобы ответить на вопрос задачи, учитывая Р = 26, нужно узнать длины сторон прямоугольника , т.е. х и у. Тогда s = x * y.
Значит х – ? у – ? – это главные неизвестные.
Приступим к составлению и решению системы.
Применив формулу для вычисления периметра прямоугольника, составим систему двух уравнений с этими неизвестными х и у

Решим ее.
Область допустимых значений неизвестных в системе будет х > 0; y > 0

К решению системы приглашается новый ученик. Он сообщает, что будет решать систему способом подстановки.

Способ 1.

Выразив х через у из второго уравнения, получим х = у + 5.Подставим это значение х в первое уравнение системы:
2(у + 5 + у) = 26.Решим полученное уравнение 2у + 5 = 13; 2у = 13 – 5; 2у = 8; у = 4.
Подставим найденное значение у в формулу х = у + 5:
х = 4 + 5 = 9.
S = 9 * 4 = 36

Ответ: длины сторон прямоугольника равны 9м и 4м. S = 36 м2.

Способ 2.

Приглашается следующий ученик, пожелавший решить систему другим способом. Он сообщает, что будет решать систему способом сложения

Сложив уравнения, придем к исключению переменной у. Имеем

2х = 18; т.е.
х = 9

Подставим найденное значение х во второе уравнение системы, т.е. в уравнение

х – у = 5:
9 – у = 5
у = 4.
9 * 4 =36.

Ответ: длины сторон прямоугольника равны 9м и 4м. S = 36 м2.

Способ 3.

Следующий ученик.

Пусть х – длина прямоугольника, тогда (х – 5) – его ширина. По формуле вычисления периметра прямоугольника, имеем

2(х + х – 5) = 26; 2х – 5 = 13; 2х = 18; х = 9.  9 – 5 = 4
S = 9 * 4 = 36.

Ответ: длины сторон прямоугольника равны 9 м и 4 м. S = 36 м2.

Способ 4.

Возможен  4-й желающий решить задачу следующим способом

Выразим х = 13 – у из первого уравнения системы  и подставим во второе уравнение системы, получим:

13 – у – у = 5;
– 2у = 5 – 13; 2у = 8; у = 4.

Подставим найденное значение у в формулу х =13 – у, т.е.

х = 13 – 4 = 9.
4 * 9 = 36.

Ответ: длины сторон прямоугольника равны 9 и 4м. S = 36м2.

Способ 5.

Далее желающих может не быть, потому сам учитель, активизируя класс, подводит к очередному способу решения системы.

Учитель.

Из второго уравнения системы получаем у = х – 5 и, подставим в первое уравнение системы. Решим полученное уравнение

2(х + х – 5) = 26;
2х – 5 = 13;
2х = 18;
х = 9.

Подставим найденное значение х в формулу

у = х – 5; у = 9 – 5 = 4.
S  = х * у;  S = 9 * 4 = 36.

Ответ: длины сторон прямоугольника равны 9 и 4м. S =36м2.

Способ 6.

Первое уравнение преобразуем к виду х = 13 – у, а второе уравнение системы к виду х = 5 + у. Теперь систему можно переписать так:  

Ясно, что нас интересует такое значение у, при котором 13 – у = 5 + у.

Из этого уравнения находим

– у – у = 5 – 13;
– 2у = – 8;
у = 4.

Если у = 4, то из уравнения   х = 13 – у, получим х = 13 – 4 = 9

S = х * у;  S = 9 * 4 = 36.

Ответ: длины сторон прямоугольника равны 9 и 4м. S =36м2

Способ 7.

Метод подбора.

Учитель. Мы можем легко сообразить и определить, что х=9, у = 4 или наоборот, но нужно делать это осознанно и обоснованно.

х + у = 1 + 12 = 2 + 11 = 3 + 10 = 4 + 9 = 5 + 8 = 6 + 7 = 7 + 6 = 8 + 5 = 9 + 4 = 10 + 3 = 11 + 2 = 12 + 1.

Проверяя эти пары чисел убеждаемся, что (1;12); (2;11); (3;10); (5;8); (6;7) не удовлетворяют требованиям задачи т.к. разность этих чисел не  равна 5. И только (9;4) удовлетворяют системе.

S =  х * у;   S = 9 * 4 = 36.

Ответ: длины сторон прямоугольника равны 9 и 4м. S = 36м2

Способ 8.

Начертим графики соответствующие уравнениям 2(х + у) = 26; х – у = 5.

Учитель  предлагает учащимся ответить на вопрос: Что значит графически решить систему двух уравнений с двумя неизвестными?

 Ученик. Надо построить прямую х + у = 13, затем прямую х – у = 5 и, наконец, найти точку пересечения этих прямых.

1) Строим график уравнения х + у = 13. Если х = 0, то у = 13. Если у = 0, то х = 13.
Итак, нашли две точки (0;13) и (13;0).
Построим на координатной плоскости  ХОУ прямую, проходящую через эти две точки.

2) Строим график уравнения х – у = 5. Если х= 0, то у = – 5; если у = 0, то х = 5.
Проведем через точки (0; –5) и (5;0) прямую. Прямые пересекаются в точке (9;4), т.е. х = 9, у = 4.
S = х * у;  S = 9 * 4 = 36.

Ответ: длины сторон  прямоугольника равны 9 и 4м. S = 36м2

Учитель. Мы исчерпали все возможности решить эту систему каким-либо другим способом.
Решили систему восемью способами. Все они правомерны и прекрасны.
Теперь подведем итоговое закрепление, для чего ответим на следующие вопросы.

Итоговое закрепление.

Учитель.

– Какие темы программы вы использовали при своих решениях?
– Какие способы при решении системы двух уравнений с двумя неизвестными вы использовали впервые?
– Какой из способов, использованных вами избрали бы вы на ЕГЭ, если бы получили подобное задание?
– Разумеется, тот способ, который позволит вам, прежде всего, выполнить задание быстро и правильно.

Варианты ответов: способ подбора или способ сложения.

– Каковы ваши выводы?

Учитель. А теперь запишем домашнее задание: решить систему уравнений возможными способами и выделить наиболее рациональные решения:

Использованная литература: А.Г.Мордкович.