Литературно-музыкальная композиция "Доброе дело – в память о Великой Победе"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственность чувство сострадания и долга
  • знакомить детей с произведениями литератур, и кинематографии, посвящённые Великой Отечественной войне;
  • развивать, речь, память;
  • обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией.

Оборудование: выставка детских работ на тему «След Великой Отечественной войны в моей семье» (поисково-исследовательский альбом)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Вот уже в течении 60 лет, все кому дорога мирная жизнь, вспоминают страшные годы. Все эти годы наш народ свято хранит в памяти те немногие эпизоды военной поры, которые нам позволили пронести сквозь годы историки, поэты, писатели, кинематографисты. Мы вглядываемся в лица наших защитников. Мы видим людей, которые хотели жить мирно и не собирались воевать.

(Запись обращения В.М. Молотова к советскому народу)

…Без объявления войны немецкие войска напали на нашу страну, атаковали нашу границу во многих местах и подвергли бомбёжке с самолётов наши города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...

Ученик: А впереди могла быть целая жизнь, полная открытий, радости и людей…

Ученик:

Я всё это видел своими глазами:
Разбитые брёвна и груду камней,
Старушку, залившую горе слезами,
И девочку страхом прижатую к ней
Старушка склонилась висками седыми
Над внуком убитым – суха и строга.
А в небе вились ещё облачки дыма
От наших зениток, прогнавших врага
И люди смотрели в безмолвье суровом
На детскую кровь на разбитом полу.
А ветер гулял над разрушенном кровом,
Метя по дороге печную золу.
И сердце сжималось в груди у солдата,
Видавшего столько смертей на войне.
О враг ненавистный, о немец проклятый,
За каждую жертву заплатишь ты мне

Ведущий: Одними из первых врага встретили защитники Брестской крепости. С 22 июня по 20 июля 1941 года, находясь в окружении, малочисленный гарнизон оборонялся против превосходящих сил немецко – фашистских войск. На стенах крепости найдены надписи советских солдат.

Ученик: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20 июля 1941 года»

Ученик:

Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет никогда… К.Симонов.

Ведущий: Шли письма с фронта. Письма и похоронки… Письма отправлялись без конвертов. Драгоценные треугольники приносил почтальон домой с войны. И в этих треугольниках шёл с войны не только долгожданный привет – в них приходила надежда, что адресат жив.

Письмо от Лазаря Панерника родным.

«Здравствуйте, дорогие. Жив, здоров, у меня всё по – старому. Выполняю вашу волю: уничтожаю фашистов и освобождаю территорию для нас с вами, для тысячи граждан, уехавших из родных мест . Целую крепко. Ваш Лазарь. 6 января 1942 года»

Ученик:

Его убили на войне…
Он не откроет в избу двери,
Пришло известие жене
О том, что…
А она не верит.

Пришло известие давно,
Она ж не верит –
Все в надежде –
Что постучится он в окно
И жизнь пойдёт –
Пойдёт, как прежде.

Она не плачет по ночам,
Тоска и горе стали глуше,
А вдовья горькая печаль
И слёзы,
И сердце сушит.

Года идут себе вперёд,
И вот уж подрастают дети…
Года идут, и жизнь идёт.
Крадётся незаметно старость…
Она ж не верит всё
И ждёт…
Она верна ему осталось. И.Ганибин

Ведущий: «До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад…» А наши девочки уходили на фронт в действующую армию, уходили и в партизанские отряды. И очень немногие смогли вернуться назад…
Из записки партизанки Поршевой к маме. «Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь 24 . Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала. Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов . 29 ноября 1941 года».

Композиция «Зинка»

Юлька:

Мы легли у разбитой ели.
Ждём, когда же начнёт светлеть,
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей гнилой земле.

Зинка:

Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хатке квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт…
Знаешь, Юлька я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.

Юлька:

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг – приказ: «Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.

С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.

(Зинка медленно отходит в глубь зала, прячась за кулисы)

… Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит…

Её тело свей шинелью
Укрывала, я зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

…Знаешь, Зинка, я против грусти.
Но сегодня она не в счёт.
Дома в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.! Ю. Друнина.

Ведущий: Гибли солдаты на фронте, отдавали свои жизни, защищая Родину, партизаны . От рук фашистов погибали мирные жители…

Ученик:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили. А сами
Они стояли кучкой дикарей
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, маленьких детей
Пришёл хмельной майор и медными глазами окинул обреченных
И нам полях, одетых мглою и тучи опустились над землёю,
Друг друга в бешенстве гоня нет!
Этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда вовеки, я видел, плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать – земля. Своим видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучи вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало, в последний раз…
Шумел осенний лес, Казалось, что сейчас он обезумел.
Детей внезапно охватил испуг, прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятие, что вырвалось у женщины одной
Ребёнок, мальчуган больной, головку спрятал в складках платья
Всё понял, понял всё малютка:
– Спрячь, мамочка, меня,
Не надо умирать. Он плачет, он дрожит как лист,
Сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо.
– Я, мама, жить хочу!
Не надо мама!
Пусти мен, пусти!
Чего ты ждёшь,
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И слышен плачь, и голос тонок,
И сердце он врывается как нож.
– Не бойся, мальчик мой,
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи сынок, терпи!
И он закрыл глаза,
И заалела кровь,
Гром грянул, ветер свистнул в тучах,
Заплакала Земля в тоске глухой.
О! сколько слёз, горячих и горючих!
Страна моя! Скажи мне, что с тобой
Ты часто видела горе людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ты хоть раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя! Враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат всех, всех варваров,
Всех дикаре, что кровь глотают жадно
Кровь наших матерей!

М .Джалиль.

Ученик: Письмо пятнадцатилетней девочки Сусаниной из фашистского плена.

«Дорогой добрый папенька! Пишу я тебе письмо из фашистской неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Март, 12, местечко Лиоро, 1943 год».

Композиция «Реквием»

Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,– помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной;
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучаться,– помните! Какою ценой завоёвано счастье,–
Пожалуйста, помните!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...
Но о тех, кто уже не придёт никогда,– заклинаю,– Помните!

Р.Рождественский