Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся. Примерные виды творческих работ. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1) Сформировать знания о безударной гласной в корне слова. Научить подбирать однокоренные слова к словам с безударной гласной в корне, выявлять среди них проверочные.
2) Развивать устную и письменную речь.
3) Воспитывать любовь к природе, доброму и бережному отношению ко всему живому.

Оборудование:

– портрет сказочного героя Берендея;
– карточки со словарными словами;
– рассказ Н.Сладкова “ Лесные силачи”;
– стихотворение И.Бунина “Листопад”;
– DVD проигрыватель.

Этапы урока

I. Организационный момент.

– Ребята, проверьте свои рабочие места. На парте у вас должен быть учебник, рабочая тетрадь, пенал. Э
– Открыли тетради ,записали число, классная работа.

II. Объяснение нового материала.

– В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, а звали его Берендей. (Прикрепляю портрет к доске.) А царство у него было непростое, да и сам царь был не прост. Знал он не только язык людей ,но и понимал голоса птиц и зверей (включить детям для прослушивания голоса леса).

– Как называлось это царство? (Лес.)

Берендей знал своё царство очень хорошо. Был умён и хитёр. И не всех он впускал в свой лес, а только тех , кто любил и оберегал зверей и птиц.

– Как надо помогать зверям и птицам? (Ответы детей.)

Царь нас услышал и приглашает нас в своё путешествие по лесу, где мы с вами будем делать небольшие остановки на нашем пути, чтобы дальше продолжить путь.

Остановка “Лесная тропинка”. Словарная работа. (Карточки со словами.)

– Самая хитрая ? (Лисица )
– Самая болтливая ? (Сорока.)
– Самый трусливый ? (Заяц.)
– Самый огромный ? (Медведь.)
– Самая стройная ? (Берёза.)

Физкультминутка:

Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить на голову.)
Как пружинки мы присели. (Присесть.)
И тихонько рядом сели. (Выпрямиться и сесть.)

Остановка “Страна чудес”.

– Где живёт царь Берендей? (В лесу.)
– Опишите какой лес может быть?(дети подбирают к описанию леса имена прилагательные, а учитель записывает только те, в которых есть безударная гласная в корне)

Лес (какой?) красивый, зелёный, золотой, таинственный.

– А теперь послушайте ,как описал лес известный русский поэт и писатель И.Бунин.

Листопад.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

– Какой ещё может быть лес ?
– Какие краски леса вы услышали и увидели?

Дети записывают эти слова в тетрадь (красивый, зелёный, золотой, таинственный).

– Поставьте в этих словах ударение. Назовите безударные гласные в корне слов.
– Как проверить безударную гласную в корне слова ?

Остановка “Верёвочка”.

На доске написаны вопросы.

Что? Кто? Какой?

Лес.

Сад.

Гриб.

– Как называется человек , который оберегает лес? (Лесник.)Запишите.
– Как называется человек, который ухаживает за садом? (Садовник.) Запишите.
– Как называется человек, который собирает грибы? (Грибник.) Запишите.
– А теперь образуем слова для третьего столбика и запишем.
– Что общего в словах каждой строчки?
– Как называются эти слова?
– Поставьте ударение во всех словах. Найдите безударную гласную в корне слова. Подчеркните её.
– Найдите проверочные слова и подчеркните их.
– Как пишутся безударные гласные в однокоренных словах?

Остановка “ Грибная”.

Читаю рассказ Н.Сладкова “ Лесные силачи”.

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования.

Соревновались трое: гриб Подосиновик, гриб Подберёзовик и гриб Моховик.

Первым выжимал вес Подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.

Вторым номером был гриб Подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка. Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала.

Победителем вышел Подосиновик.

Награда ему – алая шапка чемпиона.

– О каких грибах говорилось в рассказе? (Подосиновики, подберёзовики.)
– От каких слов они образованы? (Осина, берёза.)
– Назовите однокоренные слова к этим словам?

Царь Берендей открыл тайну, что гриб подосиновик не растёт под осиной, а вот гриб подберёзовик очень любит берёзу и ель. Грибы помогают деревьям получать всё ценное с поверхности земли, а деревья взамен отдают грибам всё то, что они не могут получать из глубины земли.

В лесу у Берендея подул ветер , листья опали с деревьев. А на этих листочках он нам написал рассказ. Придётся нам собрать эти листики из них составить предложения, а затем рассказ. (Для каждого предложения сделать листики одного цвета.)

Задание.

– Вставить пропущенную букву.
– Назвать проверочное слово.
– Составить предложение.
– Записать в тетрадь.

(Илья нашёл гриб . Принёс его домой. Он попросил маму сварить грибной суп .Мама удивилась грибнику. Илья держал в руках мухомор.)

III. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Как надо проверять безударную гласную в корне слова?

IV. Домашнее задание.