Реализация требований ФГОС средствами УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI в." на уроке русского языка. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


В последнее десятилетие в начальной школе происходят существенные изменения в организации процесса обучения: он становится личностно – ориентированным. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; обучение в зоне “ближайшего развития”; создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка; демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся. Один из возможных вариантов реализации этих идей я и представляю в нижеследующем конспекте урока.

Тема урока: Правописание корней и суффиксов имён существительных

Цели урока: Способствовать формированию учебной деятельности – самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков грамотного, безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно-деятельной культуры учащихся, речи, творческих способностей, воображения, сообразительности, логического мышления, умений сравнивать, делать выводы.

Задачи урока:

1. Личностная: помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
2. Регулятивная: формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность и оценивать её.
3. Коммуникативная: воспитывать привычку делового сотрудничества и культуру общения учащихся.
4. Познавательная: организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с орфограммами, содействовать развитию у детей наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы.

Оборудование: карточки словарных слов, карточки суффиксов, карточки с тесовыми заданиями, карточки с олимпиадными заданиями.

Ход урока

1. Организационный этап урока.

Цель: психологический настрой класса, проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ребята дружно сели
И на доску посмотрели.

2. Мобилизующиий этап урока.

Цели: обеспечение высокого уровня вовлеченности учащихся в учебную деятельность; развитие важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, наблюдательности.

На доске записаны “заколдованные” слова: тетучимрадь, учесяник, собапика, коньсатьки, вокорронина, гоирод,пальсуфто,бефирёзка, лестксыница.

Учитель: прочитайте “заколдованные” слова.

(Тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёза, лестница.)

По ходу выставляются слова, записанные на карточки: тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёза, лестница.

3. Мотивация. Формулирование темы и цели урока.

Цель: стимулирование активной и осознанной деятельности младших школьников.

Учитель: сейчас вы абсолютно самостоятельно сформулируете тему урока. Для этого из лишних слогов и букв составьте предложение и прочитайте его.

По ходу выставляются карточки с “лишними” слогами и буквами: учим, ся, пи, сать,кор,ни,и,суф, фи, ксы. (Учимся писать корни и суффиксы.)

Учитель: откройте тетради, повторяем правила посадки при письме.

Хором:

Руки на месте.
Ноги на месте.
Локти у края.
Спинка прямая.

Учитель: запишите дату сегодняшнего урока

Учитель: читаем хором с доски. (Учимся писать корни и суффиксы.)

Учитель: важна ли эта тема для нас? Почему? (В корнях и суффиксах часто встречаются опасные места. Чтобы быть образованным человеком, надо уметь грамотно писать.)

Учитель: вы доказали важность этой темы. Попробуйте сформулировать задачи нашего урока. (Научиться правильно писать корни и суффиксы)

Учитель: и так, задачи нашего урока: повторить все изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов.

Учитель: прочитайте пословицу.

(Человек трудолюбивый – самый счастливый.)

Учитель: как вы её понимаете? (От выполненной работы испытываешь радость. Например, долго не можешь решить задачу. Стараешься, думаешь и вдруг находишь решение, какая радость охватывает.)

Учитель: запишите пословицу, выделите суффиксы.

Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

4. Актуализация опорных знаний.

Цель: включение в совместную деятельность, актуализация субъектного опыта учащихся.

Учитель: а теперь вернёмся к “расколдованным” словам.

Читаем хором.

(Тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёзка, лестница.)

Учитель: что это за слова? (Словарные.)

Учитель: как вы понимаете слово – орфограмма?

(Орфограмма – это опасное место, которое необходимо проверить, чтобы выяснить, совпадают ли звуковой и буквенный составы слова или нет.)

Учитель: назовите общую орфограмму этих слов. (Непроверяемые безударные гласные в корне слова.)

Учитель: какие ещё встретились орфограммы? (Парные согласные по звонкости – глухости в корне слова.)

Учитель: назовите эти слова вместе с проверочными.

(Берёзка – берёза
тетрадь – тетради
ученик – ученики.)

Учитель: есть ли ещё орфограммы? (Непроизносимый согласный звук в корне слова. Слово – лестница.)

Учитель: а можно ли это слово проверить? (Нельзя, это слово надо запомнить.)

Учитель: а какие слова на эту орфограмму, которые нужно запомнить мы знаем? (Праздник, чувство.)

Учитель: в остальных словах непроизносимые согласные мы умеем проверять.

Например, грустный – грустить и т.д.

Учитель: а какое есть слово особое? (Пальто – неизменяемое слово, не имеет окончания.)

Учитель: сделаем обобщение: какие орфограммы в корне слова мы повторили?

(Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Парные согласные по звонкости – глухости в корне слова.
Непроизносимый согласный звук в корне слова.)

Учитель: прочитаем словарные слова хором.

(Тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёзка, лестница.)

Учитель: запишите эти слова в тетрадь. Постарайтесь их запомнить, через урок у нас будет контрольный словарный диктант.

Учитель: а ещё какую орфограмму в корне слова мы знаем? (Проверяемую безударную гласную в корне слова.)

5. Физкультминутка.

Цель: снятие статистического напряжения учащихся; формирование осознанности изучаемого материала.

На доске слова: м...стерская, д…брота,к…рмушка, д…леко, к..чать,п…левой, под…рить, ч…совщик.

Учитель: поставьте руки перед грудью.

Внимательно смотрите на слова, которые я буду называть и показывать.

Если я назову слово, в котором пропущена буква “а” вы разводите руки в стороны, а если услышите слово, в котором пропущена буква “о” , потягиваетесь, поднимая руки вверх.

Учитель: все изученные орфограммы в корне слова мы повторили, а теперь перейдем ко 2-ой части темы нашего урока.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: формирование навыков грамотного, безошибочного письма; развитие коммуникативно – деятельной культуры учащихся.

Выполнение задания в парах и по рядам.

Слова записаны на доске:

сло [н онок]
мы[шонок]
вол[ч онок]
ключ[ик]
замоч[ик]
сыноч[ик]
правд…вый
груш…вый
заботл..вый, доверч…вый

Учитель: учащиеся 1-го и 2-го рядов записывают слова в тетрадь буквами, учащиеся 3-го ряда вставляют пропущенные буквы.

Выделите суффиксы и докажите правильность выбора.

Вспомнить алгоритм применения правила.

Учитель: докажите выбор гласных в суффиксах – ёнок-, – онок-

(После мягких согласных, кроме [ч ] пишется суффикс – ёнок-

После твёрдых согласных, и [ч ] пишется суффикс – онок-.)

Алгоритм.

Определим суффикс в слове слонёнок.

1. Корень – слон.

2. Перед суффиксом звук [н].

3. Звук [н ] – мягкий, пишется суффикс – ёнок.

Определим суффикс в слове мышонок.

1. Корень – мыш.

2. Перед суффиксом звук [ш].

3. Звук [м ] – твёрдый, пишется суффикс – онок.

Определим суффикс в слове волчонок.

1. Корень – волч (ч//к).

2. Перед суффиксом звук [ч].

3. Перед звуком [ч ] и после твёрдых согласных пишется суффикс – онок.

Учитель: докажите выбор гласных в суффиксах – ик-, -ек- .(Суффикс – ик- пишется , если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает. Суффикс – ек- пишется , если при изменении слова гласный звук “убегает”.)

Алгоритм.

Изменим форму слова, подставляя к нему слова нет, много проверяем, остался гласный звук или исчез.

Учащиеся 3-го ряда.

Под ударением пишется суффикс – ив-, без ударения – ев-

В суффиксах – чив-, – лив- всегда пишется буква и как под ударением, так и без него.

Алгоритм.

Определим корень.

Определим суффикс.

Применим правило.

– Правописание каких суффиксов мы повторили?

(-онок-, -ёнок-, -ик-, -ек-, -ив-, -ев-, -чив-, -лив-).

По ходу выставляются на карточках эти суффиксы.

Учитель: а есть ли в русском языке другие суффиксы?

(В русском языке очень много суффиксов. Например, суффиксы – н-, -к-, -ник-, -ян-, -ан-, -ость-, -ок- и другие.)

Выставляются на карточках разные суффиксы.

7. Физкультминутка для глаз. Офтальмологический тренажёр.

Цель: профилактика близорукости.

Дети занимаются по таблице Базарного самостоятельно.

В это время раздаются тесты.

Вариант 1.

1. Отметь слова с ошибочным написанием суффиксов.
а) бантик
б) тигрёнок
в) часочек
г) билетек
д) ясность

2. Отметь слова, в которых пропущена буква о.
а) тр…пинка
б) к…чать
в) в…лна
г) ч…совой
д) п…левой

3. Отметь слова, в корне которых пишется буква д.
а) мё[т]
б) кро[т]
в) огоро[т]
г) тор[т]
д) мос[т]

4. Отметь слова с орфограммой “ Непроизносимые согласные в корне”.
а) радостный
б) весёлый
в) холодный
г) поздний
д) гибкий

Вариант 2.

1. Отметь слова с ошибочным написанием суффиксов.
а) львёнок
б) бельчёнок
в) арбузик
г) кармашек
д) радость

2. Отметь слова, в которых пропущена буква о.
а) с…довник
б) к…чать
в) стр…на
г) под…рить
д) тр…пинка

3. Отметь слова, в корне которых пишется буква г.
а) бере[г]
б) като[г]
в) кусо[г]
г) пиро[г]
д) звоно[г]

4. Отметь слова с орфограммой “ Непроизносимые согласные в корне”.
а) резкий
б) местный
в) морозный
г) грустный
д) длинный

8. Самостоятельное применение знаний.

Цель: установить правильность и осознанность изучаемого материала.

Учитель: а теперь применим свои знания. Выполните тест. Я уверена, что вы все справитесь, так как вы очень старательно учились на прошлых уроках и сейчас всё вспомнили.

9. Проверка.

Цель: формирование учебной деятельности – самооценки и самоконтроля.

Учитель: если в задании нет ошибок, ставим 3 балла, а если есть ошибки 0 баллов.

Самопроверка, ответы записаны на доске.

Номер задания Ответы (1 вариант) 2 вариант
1 г б
2 а, б, в б, д
3 а, в а, г
4 а, г б, г

Учитель: у кого всё верно?

Одна ошибка? Более 3-ох?

10. Коррекция.

11. Работа в тетради на печатной основе.

Цель: подготовка к диктанту (орфографический тренинг).

Учитель: откройте тетрадь “Пишем грамотно” на странице 66.Прочитайте задание 1-го упражнения.

(Прочитать текст. Объяснить орфограммы в выделенных словах.
Встретил – сочетание 4 согласных в начале слова. Первые 2 буквы являются орфограммами, которые проверить нельзя.
В березняке – 2 орфограммы “Безударные гласные в корне слова”.
Первая безударную гласную проверить нельзя, подчёркиваем двумя чертами, а вторую проверяем.)

Учитель: обращаю внимание на необычный суффикс в слове березняк

(Берёзовый лес, роща.)

Слово березняк имеет произносительный вариант – березник.

В слове березник возникает орфографическая проблема. Суффикс – ик.

(Лесника – 2 орфограммы – в корне и суффиксе.
В корне проверяем, а суффикс –ник – пишется с буквой и.)

И т. д.

12. Информация о домашнем задании.

Учитель: Подготовиться к домашнему диктанту.

Физкультминутка на внимание.

(Деревья, пенёчки, кустики.)

13. Дифференцированная работа.

Цель: предоставить возможность каждому ребёнку работать в зоне “ближайшего” развития, обеспечить в ходе выполнения работы повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Учитель: будем работать в тетрадях “Пишем грамотно” и в тетради “Учусь писать без ошибок”. Задания можно выбрать.

Задания: тетрадь “Пишем грамотно” – стр.68 упр.5 – самостоятельно;
тетрадь “Учусь писать без ошибок” – упр.66.стр 54 работают с учителем.

(Работают с учителем учащиеся, требующие педагогической поддержки.)

Детям, справившимися с работой, предлагаются карточки.

1. Подчеркни слова с суффиксом – ок.

замок, теремок, песок, лесок

2. Как называются жители этих стран?

Франция
Япония
Россия
Испания
Англия
Дания
Норвегия
Индия

Цель: развивать творческие способности детей. Пробуждать интерес к языку.

Проверка.

(Французы, японцы, россияне, испанцы, англичане, датчане, норвежцы, индийцы.)

14. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель: что вы хотите сказать о сегодняшнем уроке? Решили ли мы с вами задачи, которые поставили в начале урока?

(Я благодарна сегодняшнему уроку за своё продвижение к знаниям.
Мы повторили все изученные орфограммы в корне слова и в суффиксах, значит поставленные нами задачи были решены.
Я очень рад, что узнал, как называют жителей разных стран, раньше я этого не знал.)

15. Рефлексия.

Учитель: Давайте ещё раз вернёмся к нашей пословице. Прочитаем.

Поднимите руки, кто был счастливым на этом уроке.

Продолжите предложение: Я был счастливым потому что…

А кто не испытал счастья на уроке?

(Я был счастливым потому что, меня радовали мои успехи и успехи товарищей.)

На протяжении всего урока были созданы условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний.

Показателем выполнения образовательных задач урока явилось правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определённых этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.

Литература

  1. Иванов С.В. Русский язык, ч.2 – Москва : Издательский центр “Вентана – Граф”, 2010.
  2. М.И . Кузнецова. Рабочая тетрадь “Пишем грамотно”, 2 класс, ч. 2 – Москва: Издательский центр “Вентана – Граф”, 2010.
  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам, ч.1– Москва: издательство “Просвещение”, 2011.