Метод проектов на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII-го вида. Тема: "Мой уютный дом"

Разделы: Технология


Цель. Учащиеся должны самостоятельно выполнить творческий проект в процессе изготовления аппликации из бумаги по устройству жилого помещения.

Задачи:

Познавательные:

  1. Ознакомить учащихся с дизайном интерьера современного жилища и устройством жилого помещения.
  2. Учить применять элементы проектной деятельности в ходе практической работы.

Обучающие:

  1. Обучать правилам расстановки мебели в квартире, требованиям к подбору деталей интерьера.
  2. Учить соблюдать правила техники безопасности при работе.

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение, эстетический вкус, умение расставлять мебель в квартире (на аппликации), подбирать детали интерьера при оформлении аппликации.
  2. Формировать способность к обобщению, классификации во время исследования проблемы.
  3. Совершенствовать пространственную ориентировку в процессе расстановки мебели.
  4. Обогащать словарный запас: интерьер, дизайн, гостиная, мягкая мебель, корпусная мебель, сервант, комод, буфет.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе проектирования и защиты проекта.

Этапы выполнения и критерии оценивания проекта:

  1. Подготовительный этап (обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач, обоснование выбора проекта, исследование проблемы).
  2. Конструкторский этап (рассмотрение вариантов, составление плана работы, подбор инструментов и материалов).
  3. Технологический этап (выполнение пр. части – изготовление аппликации из бумаги, учёт требований и правил при расстановке мебели, соблюдение правил техники безопасности).
  4. Заключительный этап (организация самоконтроля в соответствии с правилами расстановки мебели, защита проекта).
  5. Критерии оценивания проекта (дизайн выполненного проекта, соответствие заданным требованиям, качество технологии выполнения, оригинальность при защите проекта, рефлексия деятельности).

Проблема: желание учащихся научиться обустраивать помещение при отсутствии соответствующих знаний и умений.

Оборудование, наглядность, инструменты, материалы:

– мультимедийный проектор, экран;
– методические разработки по проекту в форме презентаций;
– пооперационная карта и техника безопасности в форме презентаций;
– заготовки для аппликации;
– ножницы, клей.

Предварительная работа: сбор и обработка необходимой информации по оформлению интерьера жилого дома, обращение к банку данных (различные журналы с материалами по интерьеру жилого дома).

Индивидуальная работа и диф. подход: индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции.

Содержание урока:

Организационный момент

– Проверка готовности учащихся к уроку.

– Настрой учащихся на работу.

Презентация 1

– Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (Слайд 1)

Подготовительный этап проекта

1. Обсуждение темы и цели проекта, определение проблемы

– Жилой дом для каждого из нас – это место, куда мы возвращаемся после трудового дня. От того, какая обстановка в доме, зависит очень многое, и каждый старается сделать так, чтобы в нем было уютно и удобно.

Важно, чтобы внутреннее пространство нашего дома, которое называется интерьером, было организованное и благоустроенное.

Какие пословицы о жилище вы знаете?

  • “Дом вести – не лапти плести”
  • “Мой дом – моя крепость”.
  • “Дома и стены помогают”
  • “Домом жить – не разиня рот ходить”.
  • “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.
  • “Домой и кони веселей бегут”.
  • “Хорошему хозяину и дом мал”.
  • “Домой придешь, хлеб-соль найдешь”.
  • “Хозяин лежит – весь дом лежит”.
  • “Хозяин с постели – весь дом на ногах”.
  • “В своем дому, что хочу, ворочу”.
  • “Всякий дом хозяином держится”.
  • “Дом невелик, да лежать не велит”.

– С большим старанием наведённый порядок – гордость многих хозяек.

– Какая комната вам больше нравится и почему?

Показать картинку с видом комнаты, уставленной мебелью, а вторая обставлена со вкусом, сравниваем. Приложение.

Проблема:

Вы знаете правила подбора и расстановки предметов интерьера в жилом помещении? – Нет!

А хотите узнать? – Хотим!

Сегодня мы будем обустраивать дом, который сами создадим и назовём его “Мой уютный дом”. (Слайд 2)

2. Краткая формулировка задачи. (Слайд 3)

Создание уюта в жилом помещении – дело ответственное и здесь существуют правила, которые следует принимать во внимание. Сегодня мы с вами узнаем, как устроено жилое помещение и как правильно располагать в нём мебель.

3. Обоснование выбора проекта. (Слайд 4)

– Девочки! Имеем ли мы возможность обставить настоящую квартиру настоящей мебелью по правилам? – Нет! – Как же нам быть?

– Вы можете рассказать нам правила, а мы запомним и запишем.

– Можно нарисовать, сделать чертёж, выполнить аппликацию. Давайте выберем самый интересный способ. Что вы предлагаете? (Слайд 5)

Есть идея!!! (Слайд 6)

Мы можем научиться правильно обставлять комнату в ходе выполнения аппликации.

4. Исследование проблемы

Обустроить все комнаты в квартире мы сегодня не успеем, давайте выберем одну, в которой собирается вся семья. Что это за комната?

Включить картинку. – Гостиная. (Слайд 7)

Давайте поговорим о гостиной. Гостиная (самая большая комната) используется для отдыха, семейных торжеств, различных занятий.

Зона отдыха, в которой располагают диваны, кресла, стол со стульями, телевизор, является главной в доме.

Давайте сделаем не просто аппликацию, а выполним настоящий учебный проект.

– С чего мы начнём наш проект? Сразу мебель будем расставлять? – Нет! – А что нужно сделать вначале? – Комнату.

– Прежде чем приступить к оформлению нашей комнаты, давайте поговорим об устройстве жилого помещения. Основа дома – крепкий фундамент, затем строятся стены, пол, потолки, дверные и оконные проёмы, ниши для батарей. На экране мы видим изображения строительных конструкций дома (?), оборудование помещения (?), мебель (?).

Слайды 8–10 (выключить монитор). Физкультминутка на зрение.

Конструкторский этап проекта

1. Рассмотрение вариантов (слайды 11–14)

Учащиеся рассматривают варианты оформления гостиной комнаты.

Правило: Мебель не должна загромождать комнаты, загораживать окна. В комнате должно быть просторно, много света и воздуха.

“Лишних вещей не держи в жилище,
Сразу станет просторней и чище”.
В. Маяковский

Объясните значение этих слов.

Удобно и красиво расставленная мебель делает жильё более уютным, но главное запомните на всю жизнь: самая большая красота жилища – это его чистота!

Практические советы по оформлению интерьера

(Приложение приклеить в тетради и зачитать)

  1. Нельзя загромождать комнату мебелью.
  2. Светлые стены в гостиной делают её просторнее.
  3. В гостиной должно быть светло.
  4. В наборы для гостиной входят: мягкая мебель и корпусная мебель.
  5. Для хранения посуды используют серванты, комоды, буфеты.
  6. В любой гостиной желательно иметь телевизор.
  7. Если гостиная большая, в ней может стоять обеденный стол со стульями.
  8. Стены квартир можно украсить картинами в рамочках, цветами, напольными вазами.

– Попробуйте со вкусом оформить вашу комнату.

2. Работа с планом (слайды 15–19). Критерии оценки. (Слайд 20)

Презентация 2. Слайды 1–6

1. Подбор инструментов и материалов, техника безопасности

III. технологический этап проекта

1. Практическая часть – изготовление аппликации из бумаги.

Перед вами лежат картинки с изображением предметов строительных конструкций, оборудования помещения, мебели. Ваша задача, пользуясь картинками, обставить гостиную своего дома. Назовём его “Мой уютный дом”.

Предупредить ошибки о перегрузке комнаты мебелью.
Затем вы должны будете представить свой проект с расстановкой мебели, выбором окон, дверей, светильников.

– Работаем в парах или группах.

– Сейчас вы получите заготовки и материалы для аппликации.

Учащиеся выбирают необходимые заготовки к аппликации и располагают их на фоне, выполняют практическую работу по изготовлению аппликации и защите творческого проекта. Приложение.

Физкультминутка.

Что такое интерьер? Обустройство дома (руки вверх, в стороны)

Справа шкаф, а слева стол (повороты в сторону, руки на пояс)

И диван нам нужен (присесть)

И торшер – часть интерьера, тоже нам послужит (наклоны в сторону)

И ковры, картины, люстры интерьером служат (наклон вниз, прямо, руки вверх, через стороны вниз).

IV. Заключительный этап проекта

Презентация 3

  1. Организация самоконтроля в соответствии с правилами расстановки мебели.
  2. Защита творческого проекта. (Слайды 1–11)

Защита проекта:

Во время защиты творческого проекта учащиеся представляют свою аппликацию, рассказывают о ней по следующему плану:

  1. Описание аппликации.
  2. Обоснование выбора деталей изображения.
  3. Расположение предметов на фоне.
  4. Правильная последовательность изготовления аппликации.
  5. Собственная оценка выполненной работы.

3. Итоги урока:

Обсуждение творческих проектов проводится по следующим вопросам:

  1. Сегодня мы учились правильно оформлять ..…
  2. Мы узнали правила расстановки …..
  3. Эти знания пригодятся нам в дальнейшей .....
  4. Ещё мы поняли, что уютная ……. хорошее настроение.
  5. Этот урок доставил нам …..

Анализ урока: Отметить правильность организации рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, правильность выполнения технологических операций, умение проводить текущий контроль качества, самостоятельно исправлять допущенные ошибки.

Повторить, что такое интерьер?

– Какой из проектов понравился больше всего и почему?

– Хотите вы ещё заниматься проектом? Похвалить учащихся за урок, оценить.