Тема занятия: "Береза – символ России"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия Дать детям представление о том, что берёза – символ России. Закрепить знания об окружающем мире, о берёзе. Заучивание стихотворения С. Есенина “Берёза”.

Планируемые результаты:
предметные Закрепить знания об окружающем мире, о берёзе.
Учить выразительно читать наизусть, интонационно передавать восхищение от красоты природы, проявлять инициативность и самостоятельность.
Познавательные УУД
Наблюдение за берёзой в разное время года. Знакомство с предметами из бересты. Знакомство с целебными свойствами берёзового сока. Учить проявлять любознательность, задавать
вопросы.
Коммуникативные УУД
Расширение словарного запаса, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учить положительно относится к себе и другим.
личностные результаты
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития и расширение кругозора детей, способствовать развитию воображения, фантазии, творчества.

Интеграция образовательных областей: “Познание” (Формирование целостной картины мира), “Чтение художественной литературы”.

Программное содержание. Дать детям представление о том, что береза – символ России. Закрепить знания об окружающем мире, о берёзе. Продолжать знакомить детей с образами художественной литературы. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение С. Есенина “Береза”, интонационно передавать восхищение, чувство завороженности. Учить читать негромко, задушевным мягким голосом. Помочь детям запомнить стихотворение (использование интерактивной доски). Развивать память, воображение. Воспитывать любовь к природе.

Словарь. Бахрома, кайма, заря, принакрылась, сонная тишина.

Оборудование. Интерактивная доска (слайды с изображением берез в разное время года, изображение зимних пейзажей, портреты С Есенина, м.Глинки, картинки “Девушек берез 4 времени года), музыка “Барыня, Дрейзин “Старинный русский вальс”, “Березовый сок”, костюм хозяйки дома, выставка “Береста”, угощение – березовый сок.

Предварительная работа. Наблюдение за березой во время прогулок в разное время года. Занятия по ИЗО, рисование, аппликация, лепка, конструирование.

Интеграция образовательных областей:

  1. Познание – развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  2. Социализация – развитие игровой деятельности.
  3. Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  4. Здоровье.
  5. Физическая культура.
  6. Музыка.
  7. Художественное творчество.

Ход занятия.

Беседа проводится под демонстрационное видео. (Презентация. Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята, гости мои милые. Я хозяйка этого дома, я рада видеть каждого из вас и пусть зима прохладой в окна дышит. Нам будет всем уютно, ведь сейчас про русскую природу мы услышим.

Садитесь. Ребята вы пришли ко мне в гости. Я живу здесь в своем домике на поляне среди разных деревьев. Полюбуйтесь какая здесь красота. Живу здесь уже давно и хочу рассказать вам о том, какое сокровище дает нам природа. А поможет нам увидеть эту красоту “Волшебное яблочко на тарелочке”. (Слайд 2)

Катись, катись яблочко
Катись на тарелочке,
Покажи нам яблочко –
Березовые леса,
Березки белые.

(Слайд 3)

Красива и богата наша земля, много интересного мы видим : вокруг – поля, реки, леса, удивляет и радует нас природа своей красотой. Покажи нам яблочко самое красивое дерево нашего леса. (звучит старинный русский вальс Дрейзина “Березка”) (Слайды 4–10)

Ребята, вы узнали эти деревья? Правильно, это самое любимое дерево русского народа – береза. Много прекрасных слов сказано о березе. Стройная, белый ствол, склонившиеся ветки, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного.

Давайте мы с вами немного поиграем. Становитесь в круг – нам мячик поможет из слов нежных самых, веночек березке сплетем.

Игра “Плетем веночек Березке”.

Березка, какая? (Стройная, красивая, высокая, кудрявая, ветвистая.) В поэзии береза сравнивалась с образом русской девушки. Посмотрите на эти картины – правда, похоже. (Показываю картины девушек – березок в разное время года.) Россия всегда ассоциировалась с березой, березу считают русским деревом. Береза символ нашей Родины, когда великий русский композитор М.И. Глинка (Слайд 11) возвращался на родину, то переехав границу. Он останавливал свой экипаж, (Слайд 12) выходил на дорогу и низко кланялся белой березе. Ее часто называют нежными женственными словами: матушка береза, красавица леса, многие поэты и писатели обращались к ее образу – называли ее русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Русские мастера изготовляли из березовой коры различные предметы для дома. Березовая кора называется береста. Давайте полюбуемся работами мастеров. Здесь шкатулки, блюда, туески и другие предметы домашнего обихода. Такой посудой пользуются и по сей день.

Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского поэта С. Есенина. (Слайд 13). Все свое творчество поэт посвятил описанию любимых им полей и лесов. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берез.

Закройте глазки. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь представить эту березу.

Чтение стихотворения: “Береза”.

Белая береза, под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
На пушистых ветках, снежною каймой
Распустила кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне,
А заря лениво обходя кругом
Обсыпает ветки новым серебром.

(Слайд 14)

– О чем это стихотворение?
– Какую березу увидел поэт?
– Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление, ведь он часто видел ее из окна.
– В стихотворении встретились такие слова:

  • Бахрома – это украшения для скатерти, штор;
  • Кайма – это тонкие полоски для отделки;
  • Заря – это явление природы, когда солнце всходит, небо окрашивается в малиновый цвет;
  • Сонная тишина – природа спит.

– Какими красками нарисовано стихотворение? (Белая, золотая, серебряная.)
– У какого времени года такие краски?
– Какие звуки вы услышали в этом стихотворении? (Немножко печальные и грустные.) Но мы не будем грустить, ведь на Руси люди всегда любили отдыхать, песни петь и танцевать.

Физкультминутка под русский народный мотив “Барыня”.

Ровно встаньте – улыбнитесь,
Выше, выше – подтянитесь
Ну-ка плечики распрямите
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернувшись
Руками колен коснувшись
Сели – встали, сели – встали
И по кругу зашагали.

Дети садятся. Читаю еще раз с установкой на запоминание. Ребята, как нужно читать это стихотворение? (Неторопливо, не очень громко, но, так, чтобы все могли услышать.)

Чтение стихотворения детьми.

Хозяйка. – Ну, что же ребята, вот и подошла наша встреча к концу. Понравилось вам у меня в гостях, и в доме моем побывали, и березками полюбовались, выучили стихотворение С. Есенина “Береза”. У русских людей есть такое поверье, что в этом дереве четыре угодья – от темна – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и не копанный колодец – это сладкий березовый сок – которым дерево весной угощает и людей и зверей. Выпейте гости дорогие сока – не будете болеть, будете хорошо учиться в школе и любить свою природу.

Рефлексивно-корригирующий итог занятия.

Какое стихотворение вы сегодня выучили?

О чем это стихотворение?

Понравилось вам читать стихотворение наизусть?

Ребята выберите ту берёзку, которая подходит вашему настроению, что вы чувствуете?

А как ты думаешь, что чувствует твой друг?

Понравилась ли вам ваша работа на занятии, всё ли прошло успешно?