Опыт применения метода проектов в коррекционно-развивающей деятельности школьного психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


Современный этап развития нашего общества выдвигает особые требования к школьному образованию, цель которого – воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания, самостоятельно выбирать средства и способы решения различных задач [1,3].

В связи с этим метод проектов представляется абсолютно необходимым дидактическим инструментом современной школы. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий. В литературе отмечается, что метод проектов играет следующие роли в образовании растущей личности: обучение, воспитание, социализация и формирование жизненного пути индивида, т.е. вопрос смысла образовательного действия. При этом отмечается учебно-познавательная фрагментарность метода проектов, т.е. в учебном смысле проект – это форма познавательной деятельности [4]. Использование проектной деятельности в рамках учебной деятельности на уроках становится уже традиционным, учителя все чаще прибегают к использованию данного метода, оценивания все его достоинства.

Мы же предполагаем, что метод проектов может быть использован не только учителями в рамках урочной деятельности для развития познавательных способностей, творческого мышления, научных знаний и т.д., но и школьной психологической службой в качестве коррекционно-развивающего метода, направленного на устранение причин каких-либо личностных проблем. В таком варианте метод проектов может нести в себе и психотерапевтический потенциал. В подобном случае при правильном подходе к руководству над проектами, у учащихся можно развивать коммуникативные, организационные, регулятивные навыки, способность к рефлексии, а также решать ряд психологических проблем учащихся. Метод проектов особенно хорошо использовать для установления контакта, доверительных отношений с учащимися, т.к. очень часто учащиеся испытывают дискомфорт при походе в кабинет школьного психолога, боясь, что другие ученики узнают об этом, некоторым трудно раскрыться и искренне поговорить даже с психологом, а других учеников, особенно «трудных», направили к психологу, и они пытаются избежать лишних разговоров с ним, всякий раз пропуская консультации. Иное дело, когда ученик идет не на консультацию, а выполнять научный проект по психологии!

В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

1. Организационно-установочный;
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных
групп учащихся, подбор необходимых материалов;
5. Работа над проектом;
6. Подведение итогов, оформление результатов;
7. Презентация проекта [6].

Остановимся подробнее на рассмотрении реализации каждого из этапов.

1. Организационно-установочный

Данный этап в основном сводится: к выбору исполнителя или исполнителей (в случае групповой работы) проекта, определению целей, смысла выполнения проекта для самих учащихся («Что даст выполнение проекта самим учащимся?»), мотивации учащихся на выполнение проекта, определению времени, частоты встреч.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся

Выбирая тему научного проекта и учащегося, который будет выполнять данный проект, необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его личностный потенциал, возможность заинтересовать его. Так, например, если у ученика существуют проблемы с общением, взаимодействием со сверстниками, то лучше всего предложить ему работу, в которой будут исследоваться причины коммуникативных проблем и рассматриваться способы, рекомендации по их преодолению, профилактике. Выбирая тему научного проекта, руководителю также не стоит настаивать на конкретной теме, необходимо предоставить право ученику самому выбрать то, что ему интересно, то, что ему будет полезно. Если только ученик затрудняется сделать выбор, мы можем ему помочь, представив ему круг проблем. Далее, когда выбрана тема и ученик ее одобрил, выдвигаются задачи (выявление проблемы, анализ информации по изучаемой теме, определение схемы эксперимента, выбор методик, разработка рекомендаций и т.д.), решив которые поставленная изначально цель будет достигнута.

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов

Данный этап реализуется в случае выполнения проекта несколькими учащимися. Но чаще всего проект выполняется одним учащимся. И в том и другом случае психолог является не просто руководителем, а членом команды. Он активно помогает в поиске, анализе материала.

5. Работа над проектом

Основная работа над проектом делится на два этапа: теоретический и эмпирический. Изначально необходимо дать учащемуся полную картину представлений об изучаемом объекте. Данный этап работы успешно может быть реализован с помощью принципа логико-смысловой модели В.Э.Штейнберга [8]. Схематичное представление информации является наиболее приемлемым, так как схема – это целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросив затемняющие ее мелочи. Схема легка в усвоении, она определяет «скелет», основу, на которую в дальнейшем накладывается более полная информация [2,8].При этом исполнителю проекта не дается готовая информация. Изначально за теоретическую основу об изучаемом явлении берутся первоначальные представления самого ученика. Так как изучаемые нами психологические явления находят отражение в повседневной жизни, в большинстве случаев данные представления учеников оказываются верными. Единственным моментом здесь является структурирование имеющихся знаний, их систематизация и формулирование научным языком. На эмпирическом этапе возможна большая поддержка руководителя, так как чаще всего данный этап состоит из проведения диагностики, а она должна быть выполнена человеком со специальным образованием. Мы можем допустить исполнителей к обработке результатов, формулированию выводов, при этом необходимо строго соблюдать принцип конфиденциальности.

6. Подведение итогов, оформление результатов

Данный этап успешно реализуется самостоятельно учащимися. Исполнителям дается полная свобода выбора в оформлении результатов: с помощью какой программы они будут представлены, в каком стиле, цветовой гамме и на что обратить особое внимание в представлении результатов.

7. Презентация проекта

Важным этапом в презентации проекта является репетиция выступления, представления научного проекта. Именно на данном этапе и формируются коммуникативные, речевые, регулятивные навыки. Только после того, как учащийся стал уверенно себя чувствовать в качестве выступающего перед другими людьми и стал «настоящим экспертом» в изучаемой области, он готов к публичному представлению своего доклада на различных конференциях для учащихся. К счастью подобные конференции проводятся часто и в большом количестве, но, к сожалению, специальной секции по психологии практически не бывает. Поэтому чаще научные работы оцениваются в секциях смежных областей научного знания, таких как биология и обществознания.

Таким образом, на наш взгляд, метод исследовательских научных проектов по психологии несет в себе большой потенциал по формированию и развитию коммуникативных, регулятивных, организационных компетенций, личностного роста учащихся, а также может использоваться как коррекционно-развивающий метод. Поэтому, мы считаем возможным использование данного метода школьным психологом при работе с учащимися.

Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. – М., 1985.
  2. Гавриленко С.А., Остапенко А.А. К вопросу развития идей дидактического дизайна: логико-смысловые модели – виды, классификация, формы представления//Педагогический журнал Башкортостана. – 2010. – №6(31) . – С. 93-104.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  4. Круглик О.С. Соотношение понятий проектная и исследовательская деятельности учащихся 5-6 классов//Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета ». – 2013. – №1(11)
  5. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. – 1999. – №6.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  7. Чечиль И. Метод проектов // Директор школы. – 1998. – №3-4.
  8. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология: хроника разработки//Инновационные технологии образования Режим доступа: http://oprb.ru/data/partner/6/message/R3uko6_66310.pdf