Урок математики по теме "Закрепление состава числа в пределах 10". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Образовательная: совершенствовать знания нумерации чисел от 1 до10; закрепить умение сравнивать числа и выражения, закрепить знания состава чисел 4 и 5 , формировать вычислительный навык; продолжать пропедевтику темы «Задачи».
  • Развивающая: развивать в детях память, внимание, наблюдательность, логическое мышления;
  • Воспитательная: воспитывать интерес к урокам математики, умение самостоятельно работать, воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: классная доска, веера с цифрами, презентация «Путешествие на остров», счетный материал (геометрические фигуры), цветные карандаши, ЭОР (экран, проектор, ноутбук), карточки для индивидуальной работы, открытки с изображением попугая, обезьянки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

II. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в гости к Робинзону Крузо. Нас ждет увлекательное путешествие, вовремя которого нас будут подстерегать опасности и неожиданности. Но мы успешно доберемся до места, если будем смелыми, дружными, сообразительными и покажем хорошие знания по темам « Состав чисел 4 и 5. Числа от 1 до 10.» А отправимся в путь на корабле, Капитаном которого будет сказочный герой, говорящий о себе:

Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?

– Кто же это?  (Вини Пух)
– Из какого он произведения?
– Кто автор? (Алан Милн)
– Чтобы отправится в путь, мы должны помочь Вини Пуху найти счастливый билет.
– В чем секрет счастливого билета? (Сумма трех чисел слева равна сумме трех чисел справа)

102 211                                                                  111 201

– Какого цвета счастливый билет?
– Чему же равна сумма трех чисел?
– В путь!
– Вини Пух взял в плавание призы, которые он раздаст тем, кто будет принимать активное участие в преодолении трудностей.

Индивидуальная работа

Два человека на «палубе» работают по карточкам.

III.  Актуализация, проблемное учебное действие (устный счет)

– А мы подплываем к первому острову – острову обезьян, нас встречает обезьянка Уома – это первая обезьянка, которая посещала обезьянью школу. За 3 года она выучила 85 слов. Шло время, и Уома смогла выучить 160 слов. За сколько лет она  их выучила, мы узнаем, решив «цепочку».

1)

2               + 3               – 1                       – 0                         + 1                   ?

– Сколько слов выучила Уома за 5 лет?
– Ребята, Уома просить показать, чему вы научились на уроках математики.
– Как назвать фигуры одним словом?
– Лишняя? Докажите.
– Как называется первая фигура слева?
– Каким по счету пятиугольник, если считать справа?
– Как называется фигура между треугольником и пятиугольником?
– Что знаете о Квадрате?
– Как называется фигура с наибольшим количеством углов?

2)  – предыдущее 3, 6
– последующее 9, 4
– к какому числу прибавили 1 и получили 5?
– сколько надо отнять из 7, чтобы получилось 6?
– соседи числа 2
– между числами 6 и 8
– какое число на 1 больше 4?
– какое число на 1 меньше 9?

Задачи

  1. Мама-кит кормит своего малыша молоком 7 месяцев. Один месяц прошел. Сколько месяцев осталось кормить малыша? (6) Как узнали?

  2. Осьминоги строят себе дом из камней. В 1-й день он принес 3 камня, во 2-й день – 2 камня. Сколько камней всего? (5) Как узнали?

  3. Лягушке поставили один памятник во Франции и столько же в Японии. Сколько памятников всего поставили лягушке? (2) Как узнали?

  4. Из трюма торчат 6 ушек. Сколько зайчиков спряталось?

  5. В хоре 7 кузнечиков
    Песни распевали.
    Вскоре 2 кузнечика голос потеряли.
    Сосчитай без лишних слов
    Сколько в хоре голосов? (5)

Проверка индивидуальной работы.
– Уома говорит «спасибо» и приглашает потанцевать.

IV. Физминутка (музыкальное сопровождение – Презентация)

Танец «Чунга-Чанга»

V. Чистописание

– Пока мы отдыхали, наш корабль подошел к острову Попугаев. Здесь живет попугай Кеша. Но что это? Кто-то запер его в клетке.

– На какую цифру похож замок?
– Вспомним, как надо писать цифру 6.
– Что за цифра – акробатка, если вдруг перевернется, ровно на 3 меньше станет.

Письмо цифры 9.

– Ключ к замку – следующее задание: узнайте, какие карточки потерялись, восстановите их и запишите числовой ряд.

I в.        1    3     5     7     9             Проверка с доски. 
II в.       10      8      6      4      2      Проверка с места.

– Кто справился с этим заданием?
– В каком порядке записан числовой ряд у I в.; у II в.?
– Подчеркните наименьшее двузначное число.
– Нам удалось освободить Кешу (снять с клетки замок). Он желает нам счастливого пути!

VI. Зарядка для глаз

VII. Локализация индивидуальных затруднений и построение проекта коррекции выявленных затруднений

Впереди новый остров.
– А кто живет на нем, узнаем, составив слово из рассыпанных карточек:  О С Л
– Кто же это? (Слон)
– Зовут слона Тони.
– Почему в слове слон буква « о » красного цвета?
– Тони дали задание в школе: выписать неравенства.  Но слон никак не может вспомнить, чем неравенства отличаются от равенства. Помогите ему! (У доски ученик)

8…7                   3…2               9…9                5…6

И снова в путь! Какой красивый остров впереди. Сделаем остановку?
Да здесь живут папуасы. Они захватили наш корабль, и пока мы не выполним правильно задание, папуасы нас не отпустят.

Запись под диктовку:

8 увеличить на 1
6 уменьшить на 1
3 уменьшить на 2

– Что значит: уменьшить на 1? Увеличить на 1?
– Ура, мы на свободе. Скорее на корабль, но что это? На палубе вода. Скорее нужно заделать пробоины. (Примеры с окошками)

7            = 6
9            = 10
4            = 2

– Молодцы!
– Скорее в путь.

 Физминутка математическая

1. Столько сделаем наклонов,
Сколько рыбок здесь.

2. Столько сделаем прыжков,
Сколько осьминогов здесь.

3. Приседаем столько раз,
Сколько крабиков у нас.

Мы подплываем к острову, а вот и сам Робинзон Крузо. Он очень рад встрече и просит помочь ему решить задачу.

Задача:  На пальме было 6 кокосов. Упало 4 кокоса. Сколько кокосов осталось?
– Сколько было кокосов?
– Нарисуйте столько кружков.
– Сколько упало?
– Что нужно сделать?
– Сколько осталось кокосов? (2) Осталось больше или меньше, чем было?
–  Каким действием узнаем?
– Запишите решение. 1 + 5 = 6

– Сколько островов посетили?
– Нарисуйте столько треугольников.
– Закрасьте их так, чтобы синий треугольник был перед желтым, но за зеленым. Первый треугольник справа – красным, между ними белый.

VIII.  Рефлексия

– Понравилось вам путешествие?
– Что было самым трудным?
– Какие знания нам понадобились на уроке?

В память об этом путешествии каждому ребёнку дарится закладка с изображением героев путешествия.