Тема урока: "Обобщение знаний о падежах имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цель: обобщить знания о падежам имен существительных, формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении, развивать умение правильно употреблять их в речи.; воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм, доброту. Развивать монологическую речь, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Цель как деятельность учеников:

  • Личностные УУД
    • Обобщать и классифицировать по признакам.
    • Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    • Ценить и принимать базовую ценность «добро»
    • Уважение к окружающим тебя людям, принятие ценности других людей
    • Оценка жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России
  • Метапредметные познавательные УУД
    • Осознавать поставленную задачу.
    • Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить ее в рабочих материалах (учебник, дидактический материал, карточки, таблицы, опоры, схемы), соотносить ее с имеющимися знаниями
    • Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме
    • Обрабатывать информацию, систематизировать ее в таблице
    • Выявлять сущность, особенности объектов.
    • На основе анализа объектов делать обобщения, выводы.
    • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Метапредметные регулятивные УУД
    • Ставить цель, учиться работать по самостоятельно составленному плану,
    • Осуществлять самооценку результативности
    • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
    • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
    • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
    • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Метапредметные коммуникативные УУД
    • Развитие способностей к устному изложению учебного сообще­ния (умений устной монологической речи), с соблюдением норм по­строения текста (логичность, последовательность, связность, соответ­ствие теме и т.д.);
    • Овладение навыками коммуникативного взаимодействия при работе в парах, группах.
    • Умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь.
    • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    • Предметные результаты обучающегося 3 линия развития учащихся:
      • развитие умений устной учебно-научной речи;
      • умений обобщать и систематизировать знания о падежах, отличать их друг от дру­га,
      • демонстрировать умения использовать знания при решении прак­тических учебных задач.

Оборудование: карточки.

Этапы урока

Ход урока

1. Организационный момент Эпиграф: Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
– Как вы понимаете смысл этого предложения?
– Когда про человека можно сказать, что он добрый?
– А вы ощущаете доброту в своей жизни.
– Кто добр к вам?
– Кто про своего друга может сказать «Он добрый»
Вывод делают дети: Это самое ценное качество человека. Им должны обладать все люди. Всем нужен добрый друг.
– Давайте первым ключом нашего урока сделаем основное качество людей: ДОБРОТА
2. Словарная работа 1. Учебник стр 155 (словарь) – Выбрать слова по алгоритму, записать слова в столбик, ударение, орфограмма (Парная работа)

Алгоритм на доске:

1. Имя существительное
2. Неодушевленное
3. Женского рода
4. 3 слога
5. 2 слог ударный

2. Сколько слов выписали? – 5слов

3. Проверка по образцу (закрытый оборот доски – открыть )

газета
забота
копейка
корзина
палатка

– Поднимите руку та пара. которая выполнила работу верно! Молодцы!
– Какое слово является синонимом нашего ключевого слова (забота)

4. Игра «Угадай слово?»

Я загадала слово из нашего набора. Угадайте его.
– В нем безударная гласная «О» Можно ответить на мой вопрос? – Нет, таких слов 2.
– В этом слове 2 мягких согласных звука – КОПЕЙКА
– Выполните фонетический разбор этого слова копейка (ка-п΄эй΄-ка) 3слога, 7б.,7зв.
– Устно проговорите характеристику каждого звука (фронтально)

3. Языковая разминка Воробьи подлетели к жилью в поисках корма. Диктовка
Название орфограммы Пример из предложения
1. Непроверяемая гласная в корне слова (словарное слово) воробьи
2. Разделительный Ъ или Ь Жилью, воробьи
3. Безударная гласная в корне слова подлетели
4. Раздельное написание предлогов В поисках. К жилью
5. Жи-ши жилью
6. Безударная глосная в приставке подлетели

1. Обозначить орфограммы Заполнить карточку (работа в парах)
2. Грамматическая основа подчеркивается, Устно характеристику предложения
3. Какой схеме соответствует данное предложение?(набор схем на доске)
4. Измените предложение так, чтобы соответствовало новой схеме и нашему ключевому слову. Например к 1 схеме: (Воробьи подлетели к жилью человека в поисках корма, ребята развешали на деревьях кормушки.)
Например к 3 схеме: Воробьи и синицы подлетели к жилью в поисках корма.
Например к 4 схеме: «Воробьи подлетели к жилью человека в поисках корма. Пора вешать кормушки», – сказал на уроке учитель.
5. Определение падежей (парная работа на местах )
– Поднимите руку пара, которая успешно справилась с заданием.
– Какой навык мы отрабатывали?

4. Формулирование цели урока – Какую тему мы изучили?
– Будет ли сегодня новый материал? Почему вы так считаете? (Мы изучили все падежи, нового не будет)
– Чем же мы будем заниматься? (Закреплять, повторять, отрабатывать)
– Назовите слова, которые вы считаете ключевыми по теме «Изменение имён существительных по падежам».
– Прочитайте ключевые слова темы, которые предлагают авторы учебника. Мы оказались правы?
– Сформулируйте цель урока на основе ключевых слов. (Вспом­нить всё, что изучили о падежах имён существительных (вопросы, вспомогательные слова, предлоги)
– Какие задачи каждый поставит перед собой.
5. Обобщение и систематизация изученного

Физминутка и зарядка для глаз

1. Игра «Угадай падеж» – фронтальная работа

Добрый падеж, падеж давания. – Дательный
Это инструментальный падеж, им творят, работают. – Творительный
У этого падежа два вопроса, и оба чужие, на прокат.– Винительный
Этим падежом обозначают имя человека. – Именительный
Его называют « родительским». – Родительный
А этот падеж помогает мечтать. – Предложный

  • кому? – Д.п.
  • на, за, под, про, через, в – В.п.
  • нет – Р.п.
  • без предлога не употребляется – П.п
  • подлежащее – И.п
  • кого?чего? – Р.п.
  • Кого? Что? – В.п.
  • два предлога – Д.п.
  • о, об – П.п.
  • провинившийся падеж – В.п.
  • без предлога – И.п.

2. На доске записаны слова: подъехать (дом ), найти (книга), выбежал (школа), дорожить (дружба),стоять (стол), привлекать (доброта)

– Сформулируйте задание (Составить и записать словосочетания с данными словами и подходящими по смыслу, предлогами. Определить падеж имён существительных).

Самостоятельная работа с проверкой в группе

3. Заполнение таблицы. Упр. 155 (у детей эта карточка на столе)

Вывод: Имена существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога, а в предложном падеже только с пред­логом. В остальных падежах имена существительные могут употреб­ляться и с предлогами, и без предлогов.

4. Как можно отличить существительное в форме одного падежа от формы другого падежа? Достаточно одного предлога?

Назовите все известные вам признаки. (По вопросам, по предлогам, по роли в предложении, по вспомогательно­му слову, по окончанию.)

5. Работа в парах. Прочитать пословицы.. Выложить их на парте в порядке, который соответствует изменению слова добро по падежам.

1. Добро век не забывается. И.п.
2. От добра цветут цветы. Р.п.
3. Учись добру, так худое и на ум не пойдёт. Д.п.
4. Жизнь дается на добро . В.п.
5. Не хвались серебром, хвались добром. Т.п
6. В доброте людская красота . П.п.

Проверка: Дети из разных групп читают по очереди пословицы. Встаньте те группы, у кого все получилось? (Аплодисменты)

6. Работа над развитием устной учебно-научной речи – Кто же может блеснуть своими знаниями по теме? Кто сегодня самый подготовленный на уроке русского языка??
Предлагаю провести аукцион. На торги выставляется 1 лот «Имя существительное». Черный ящик Торги идут среди всех желающих. Встаньте те, кто уверен в себе и попытается выиграть лот.
– Что вы знаете об этой части речи? (Фронтальный опрос – перечисление всех известных признаков имени существительного детьми. Последний, назвавший признак, становится победителем.)
– Победителю вручается Черный ящик, но он не открывается. Секрет: победителю необходимо произнести полный рассказ об имени сущ. по теме «Что я знаю об изменении имен сущ. по падежам? (упр 157 стр 133)
7. Итог урока

Рефлексия.

– Какие цели мы ставили на уроке?
– А какие достигли?
– Как вы считаете, какое ключевое слово в теме разработано недостаточно? (окончание)
– Где в жизни могут пригодиться знания падежей?
Доска Сестра?– сестре?
Де?душка – де?душке
Дети анализируют предложенный материал, выходят на ударные и безударные окончания, прогнозируют ответ на последний вопрос.
Так для чего мы изучали падежи ? (Они нам, наверное, помогут научиться правильно писать безударные окончания) .
– Значит, из всех ключевых слов слово «окончание» главное, ради правильного написания безударных окончаний мы изучили падежи , и вопросы, и предлоги, но это тема будущего.
– Кто уверенно смотрит вперед? Я читаю утверждения. Кто согласен – поднимайте руку.
1. Я знаю падежи
2. Я умею определять падеж имени существительного
3. Я умею ставить существительное в нужный падеж
4. Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
– Вы довольны уроком?
– Кому было трудно, легко, интересно?

Молодец у нас победитель(имя)! Но мы завтра продолжим работу и у нас будут новые победители. Но мы тоже молодцы! Заполняем оценочную плоскость.

1 оценка

1) Доволен собой – зеленый круг
2) Не совсем доволен своей работой – желтый
3) Не доволен работой – красный

2 оценка

1) научился определять падежи имен сущ – зеленый
2) допускаю ошибки – желтый
3) не могу обходиться без помощи –красный

3 оценка

1. Активно работал в группе, паре – зеленый
2.Не совсем доволен –желтый
3. Надо учиться работать с ребятами – красный
– Встаньте те, у кого все круги зеленые – (Аплодисменты, дети стоят)
– Встаньте те, у кого нет ни одного красного круга (Аплодисменты)
– Вот вы и выставили себе сами оценку. Молодцы!

8. Домашнее задание. 1. Подобрать синонимы к слову «ДОБРОТА» 2. Возьмите 1 пословицу о доброте, которая вам больше всего понравилась, составьте поучительную историю, которая бы заканчивалась этой пословицей.