Из опыта работы "Адаптация детей к дошкольному учреждению"

Разделы: Работа с дошкольниками


Семья становиться по-настоящему крепкой только, когда в ней есть ребенок (лучше несколько).
Ребенок – это маленькое, слабое, беспомощное существо, нуждающееся в защите и находящееся в стадии физического и психологического развития.
От структуры и состава семьи во многом зависят особенности воспитания детей:

  • полная гармоничная семья, родители и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви;
  • полная семья – деструктивная, нет согласия, ссоры, перебранки;
  • формальные семьи – супруги живут каждый сам по себе, вклад отца в воспитание незаметен;
  • полные семьи, но нет взаимного уважения, внимания, родители озабочены карьерой;
  • неполные семьи, чаще мать и ребенок.

Здоровый эмоциональный климат – основа основ семейного счастья.
Правильное общение друг с другом и со своими детьми поможет сохранить психическое здоровье семьи.
Избавиться от депрессии, которая приводит к вредным привычкам (навязчивые действия, зависимости от наркогенных веществ и т.д.)
В книге известного американского психиатра, ведущего телепередачи «Мы и наши дети» Росса Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей» даются принципы общения с маленькими детьми. Остановимся на них:

  • Контакт глазами в глаза (когда смотрите в глаза ребенка, то передаете любовь, нежность, заботу).
  • Физический контакт (поглаживание). Дотроньтесь до ребенка с любовью, пока маленькие дети тянутся к вам, им еще нужна ваша ласка. Цените эти золотые минуты.
  • Пристальное внимание жизненно важно для эмоционального здоровья детей.
  • Активное слушание, если уж ребенок захотел вам что-то рассказать, все остальное неважно.
  • Дисциплина (на любви, а на страхе).
  • Безусловная любовь, которая не зависит от того, как ведет себя ваш ребенок.
  • Радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть, не оскорбляйте, не унижайте, не подрывайте уверенность в себе, не отказывайте ребенку в доверии.

Психологи и педагоги разных стран единодушны во мнении, что именно матери принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психологического благополучия ребенка – дошкольника.
Изучение осужденных за тяжкие преступления показало, что 80-85% преступников не имели эмоциональных контактов, т.е. нормальных теплых отношений с родителями.
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и  одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.
Основная   задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них  положительное отношение к детскому саду.
Чтобы решить эту задачу, воспитатель  должен в игровой форме выразить  каждому ребенку свое доброжелательное  отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку.( « Я вас всех спрячу от дождя», « Я вас в гости приглашу».)
Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так,  если вы варите кашу для детей, то, угощая их, обязательно найдите для каждого приветливое слово, выражающее ваше отношение к нему (« Я так старалась сделать для тебя вкусную кашу»).
В таких играх рекомендуется не использовать игровые персонажи, поскольку они будут  отвлекать вас и детей от непосредственного общения друг с другом.
В адаптационный период  нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый.  Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей,  места проведения.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми.  Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Дети двух-трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенока.  Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно  в адаптационный период.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить несколько раз в день. Так же следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Главной фигурой и центром внимания  для двух летних детей  всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью.  Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
«Правильное воспитание детей – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед Родиной». Для этого мы создали мини-проект состоящий из циклов-занятий по адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Цель: адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Проект бессрочный.
Рассчитан для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Первые занятия проводятся совместно с родителями.

Примерный цикл занятий:

Занятие № 1

1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».

2. Поиграй с мамой:

Упражнение «Коза рогатая»

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп!        Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка.
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет.
Того забодает.    Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой.

Упражнение «Стенка, стенка»

Стенка, стенка
Потолок,
Раз ступенька,
Два ступенька,
Дзынь – звонок. Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой Лба Потом подбородка Места над верхней губой И кончика носа малыша.

Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.

Упражнение «Мельница»

Дуйте, дуйте, ветры, в поле  Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка.
Чтобы мельницы мололи,     Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются).

Упражнение «Мы ногами топ!»

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ        Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши! Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем        Идут за воспитателем.
И в ладоши ударяем.  Хлопают в ладоши.
Топ-топ, ножки, топ!   Стоя на месте, топают ногами.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!      Хлопают руками.
Ай да малыши!
Ай да крепыши! Руки на пояс – кружатся.

Упражнение «Зайка серенький сидит!»

Зайка серенький сидит Взрослый садится.
И ушами шевелит.       Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит      Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот, так, вот так
Надо лапочки погреть!  Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать! Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайку волк испугал!    Взрослый рычит!
Зайка тут же убежал!   Дети разбегаются врассыпную.

Самостоятельная деятельность

Детям предлагаются игрушки для совместной игры.

Занятие № 2

Упражнение 1. Поздоровайся с Мишуткой

Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть» и т.д.

Упражнение 2. Пропавшие ручки.

Упражнение 3. «Мы ногами топ!»

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:Мы ногами топ-топ-топ
Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!»

Зайка серенький сидит Взрослый садится.
И ушами шевелит.       Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

Упражнение 5. «Зарядка для пальцев»

Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.

Занятие № 3

Упражнение 1. «Давайте поздороваемся»

Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

Упражнение 2. Игра «Киска-киска»

Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.

Упражнение 3. «Зайка»

Упражнение 4. «Карусели»

5. Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.

Занятие № 4

Упражнение 1. «Давайте поздороваемся»

Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Инсценировка сказки «Корочка Ряба».
Предложить детям поиграть в дидактические игры:
«Собери пирамидку»;
«Сложи узор»;
«Собери картинку» и т.д.

Занятие № 5

Упражнение 1. «Давайте поздороваемся»

Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

Упражнение 2. «Покажи отгадку»

Упражнение 3. «Любопытная Варвара»

Упражнение 4. «Пропавшие ручки»

Упражнение 5. «Ногами топ»

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:Мы ногами топ-топ-топ
Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

Упражнение 6. Самостоятельная деятельность

Детям предлагаются игрушки для совместной игры.

Советы

  • «Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
  • Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим ребенка дома.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми с детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  • Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Помните!!!

  • Детей учит то, что их окружает:
  • Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
  • Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
  • Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
  • Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
  • Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.