Основы религиозной культуры и светской этики. Тема: "Добро и зло"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Обобщить понятия по теме «Добро и Зло»,
  • Воспитывать чувство сострадания, уважения к людям слабее себя, к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации.
  • Развивать умения быстро и вовремя приходить на помощь, принимать решения.

Задачи:

  • Добро и зло – главные моральные понятия жизни.
  • Что такое добро и что входит в понятие добра?
  • Что такое зло и какие наиболее распространенные его проявления?
  • Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Оборудование: высказывания мудрецов М.Горация, М.Маккефери, Г.Ямпольского записаны на доске. Альбомные листы, фломастеры, камешки, коробка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово

а) На доске записано слово. Обучающиеся подбирают противоположное слова (антонимы).

Добро –
Зло

б) Какие пословицы о добре вы знаете?

«Доброе слово лечит, а плохое калечит» и другие пословицы называют обучающиеся.

в) Что такое «Добродетель»? Что такое «Порок»?

«Добродетель – это ангел. Но ангел слепой. И, чтобы избрать путь, который приведет его к желанной цели, мы должны спрашивать совета у мудрости». М. Гораций

Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Добро и зло»

III. Работа по теме

а) С чего начинается доброта? (Дети называют выражения, а учитель записывает на доске)

– С любви к своим ближним;
– доброты;
– материальный достаток;
– престижная профессия;
– положения в обществе;
– умение уважать людей;
– внимательно относиться друг к другу.

Затем все эти качества обсуждаются в течение урока: соответствуют ли они понятию «доброта».

б) Чтение стихотворения

Добрым быть совсем, совсем непросто.
Независит доброта отроста.
Независит доброта отцвета.
Доброта непряник, неконфета.
Только надо, надо добрым быть,
Ивбеде друг друга незабыть.
Изавертится земля быстрей,
Если будем мыстобой добрей!
Доброта сгодами нестареет,
Доброта отхолода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые идети.
Добрым быть совсем, совсем непросто.
Независит доброта отроста,
Доброта приносит людям радость,
Ивзамен нетребует награды.

(Исполняется песня «Дорогою добра»)

в) Самостоятельная работа (Работа в группах. Каждой группе предлагаются свои вопросы)

– Каких людей вы можете назвать ближними?
– Какие люди по-вашему мнению заслуживают любовь и уважение?
– Если к вам кто-то относится недоброжелательно, как вы реагируете?
– Как научить с любовью относится к слабым людям?
– В каких профессиях нельзя добиться успеха без любви?
– Почему любовь – это сила? (Обучающиеся делают вывод)

г) Притчи о добре:

Что такое притча?

(Притчирассказывают обучающиеся)

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча о добре и зле

Был у Гнева сын. Звали его — Зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь Добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он Радость и женил на ней свое Зло.
Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — Злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у Добра со Злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!

Притча о добре и зле

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, – а, познав, не делай!

(И другие притчи рассказывают обучающиеся).

– Чему учат эти притчи?

IV. Сценка «Принц и ласточка» (по 2 человека)

1. Принц
2. Ласточка

Каждая пара должна подумать и рассказать другим, что они предпримут, чтобы люди в городе не ссорились, не голодали, не болели, были добрыми. (Ласточка называет проблему, например о больных, бездомных людях, о детях-сиротах и др. Принц помогает решить проблему).

V. Стихи о доброте

Дети читают стихи, подготовленные дома.

– Кого можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, который умеет прощать.)

VI. Игра «Выброси свои обиды»

Вспомните свои обиды и возьмите столько камешков, сколько раз вас обидели. Давайте эти камешки соберем в одну коробку и, когда пойдем на экскурсию, выбросим в речку, чтобы они превратились в хорошие поступки.
«Когда ты несовершенен, очень важно уметь прощать себя и других. Тогда можно на следующий день встать и начать все заново».

М.Маккефери

«Истинное умение прощать – это мост, пойдя по которому мы освобождаемся от чувства вины и страха».

Г.Ямпольский

VII. Показ презентации «Дарите добро» о Вяземском доме-интернате для пожилых людей и инвалидов (Приложение 1)

VIII. Закрепление нового материала

Работа на альбомных листах. Каждый лист оформлен и имеет название «Самое ценное».
Детям предлагается представить, что добрый Ангел прилетел в наш город, чтобы узнать, какие добрые дела и поступки – «самое ценное» вы совершаете? Нарисуйте, чем вы обрадуете Ангела.

IХ. Выставка творческих работ на тему «Самое ценное»

Х. Вывод

– Чему вы научились на уроке?