Урок литературного чтения по теме "К.Г. Паустовский "Заячьи лапы"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок обобщения и систематизации материала

Цели:

  • Образовательные:
    • организовать учебно-поисковую деятельность детей, направленную на подготовку к краткому пересказу;
    • формировать умение ставить и решать учебные задачи, выделять главное в тексте, осуществлять контроль собственной деятельности, работая с текстом и планом.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление в процессе аналитико-синтетической работы с текстом;
    • развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать качество толерантности, ответственности, инициативности в процессе работы в группе, в паре;
    • воспитывать бережное отношение к книге.

Задачи урока:

  • Создать условия для развития у школьников умений видеть и выделять главное в тексте, высказывать свои собственные мысли.
  • Сформировать представление детей о процессе работы над книгой.

Формируемые УУД:

  • Познавательные:
    • Формировать умения извлекать информацию из текста, иллюстраций.
    • Осуществлять анализ и синтез в процессе работы над текстом.
  • Коммуникативные:
    • Формировать умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Формировать умения слушать и слышать других, задавать вопросы.
    • Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения,
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Регулятивные:
    • Формировать умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Оборудование: презентация, карточки для групповой работы (план), рисунки, простые карандаши, учебники,  персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Фомируемые УУД

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парту тихо сели
И на доску посмотрели.

  Личностные
II. Речевая разминка А сейчас прочитайте записи, которые видите на экране.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Читают Познавательные
Как вы думаете, что это такое? Скороговорка  
Прочитаем все вместе. Читают  
Ребята, подумайте и скажите кого называют Зазнайкой? Высказывают свои мысли  
Встречали ли вы в жизни людей, которые зазнаются? Высказывают свои мысли  
А в литературных произведениях? Возникает ли желание общаться с такими людьми?
Нет ли таких героев или похожих на них в рассказе «Заячьи лапы»?
Посмотрите ещё раз на скороговорку и скажите, какой согласный звук здесь повторяется чаще всего?
Отвечают на вопросы Познавательные
Охарактеризуйте его. Дают характеристику звуку  
С каким  чувством можно произнести эту скороговорку?
Скажите скороговорку с правильной интонацией, сделав логическое ударение в нужном месте и чётко проговаривая все звуки.
Произносят скороговорку.  
III. Актуализация знаний. Лжезагадка
Ребята, скажите, кто написал рассказ «Заячьи лапы» Н.Сладков или М.Пришвин?

Назовите главных героев. А сейчас  давайте составим литературный паспорт  героев, записанных на доске.
Работаем в паре.

Отвечают на вопрос

В паре составляют литературный паспорт героев.

Познавательные
Коммуникативные, Регулятивные
IV. Проверка Д/З. Какое было домашнее задание? (Разделить рассказ на части и нарисовать рисунки к каждой части)
Сегодня на уроке мы будем издавать книгу.
Как вы думаете, как будет называться наша книга?
Отвечают на вопросы  
Кто работает над созданием книги? Выберите себе главного редактора.  Давайте подумаем, что мы поместим в нашу книгу? С чего начнём? (обсудите в парах). (Обложка, содержание, аннотация…) В паре проектируют книгу. Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Cначала подберём обложку для книги из тех рисунков,  которые вы нарисовали.
Ребята, какой из рисунков больше подходит для обложки?
Подбирают рисунки к каждой части  
На обложке мы потом напечатаем имя и фамилию писателя, название рассказа.
В книге должна быть такая страница, как вы сказали, где напечатано оглавление (содержание).
Давайте  с вами составим своё оглавление. Дома вы должны были разделить рассказ на 3 части и озаглавить их.

Где заканчивается первая часть?
Прочитаем последний абзац первой части и отметим простым карандашом, это нам потом пригодится.
О чём говорится в первой части? Какова её главная мысль? Как назвали эту часть?

1. Встреча Вани с ветеринаром.

Где заканчивается вторая часть?
Прочитаем последний абзац второй части и отметим простым карандашом.
Что нового узнали из второй части?
Как озаглавили эту часть?

2. Карл Петрович лечит зайца

(Подберём рисунки ко второй части)

Где заканчивается третья часть?
Прочитаем последний абзац третьей части и отметим простым  карандашом.
Какова главная мысль этой части?
Как озаглавили эту часть?

3. Заяц спас жизнь дедушке.

(Подбираем рисунки к 3 части)

Работают с текстом, составляя оглавление и подбирая рисунок к каждой части. Познавательные
V. Работа по теме урока. Постановка цели. Содержание мы с вами составили.
В книге должна быть страница, где печатается краткое содержание текста. Кто знает, как оно называется и где размещается в книге?
Отвечают на вопросы  
Значит, наша цель сейчас какая?
Сейчас будем работать в группах.
Первая группа – с первой частью, вторая – со второй, третья – с третьей.
Ваша задача – ещё раз прочитать свою часть, найти в ней главные предложения, которые передают основное содержание части и подчеркнуть их простым карандашом. Они потом будут нужны.
Работа в группах
Формулируют цель урока Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Физминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках – прыг-скок,
Прыг-скок.
А теперь вприсядку, чтоб не мёрзли пятки.
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои, зайчишки!

   
Проверка работы в группах. Краткий пересказ своей части по плану

1 группа (1 часть)

План:

1. К кому и зачем пришёл Ваня Малявин?
2. Как принял мальчика ветеринар?
3. Как Ваня воспринял отказ ветеринара?
4. Что посоветовала бабка Анисья Ване?

Пересказывают по плану  

Регулятивные

2 группа (2 часть)

План:

1. Кто помог Ване с дедушкой разыскать Карла Петровича?
2. Как сначала отреагировал Карл Петрович на просьбу Вани?
3. Почему Карл Петрович согласился лечить зайца?

Пересказывают по плану  

Регулятивные

3 группа (3 часть)

План:

1. Почему дед волновался за жизнь зайца?
2. Что случилось с дедом во время охоты?
3. Почему дед обрадовался встрече с зайцем? Оправдались ли надежды деда, что заяц спасёт его жизнь

Краткий пересказ всего текста.

(Один человек из каждой группы кратко записывает на листочке.)

Лучшую работу отберём для книги.

Пересказывают по плану  

Регулятивные

Итак, что же у нас имеется для книги?
Чего не хватает? Сейчас продолжим работу в группах, за исключением тех, кто работает с аннотацией.
По плану составьте краткий пересказ своей части и запишите его. Самые удачные работы будут составлять страницы нашей книги. (Группа выбирает лучшую работу и зачитывает)
Отвечают на вопросы

Рработают с текстом

 
VI.Д/З. Пересказ понравившегося отрывка.
Капитанам групп дооформить книгу и выпустить ее в печатном варианте
   
VII. Итог. Чему учились на уроке? Какие чувства вы испытываете после чтения произведения и работы над ним? Как вы думаете зачем Паустовский рассказывает читателям эту историю о зайце?    
VIII. Рефлексия. Чему учились на уроке? Какие чувства вы испытываете после чтения произведения и работы над ним? Как вы думаете зачем Паустовский рассказывает читателям эту историю о зайце?
Прошу вас поделиться впечатлениями об уроке. Было ли вам интересно? Какие трудности возникали? Что понравилось? Что не понравилось?
Отвечают на вопросы

Делятся впечатлениями

 

Презентация к уроку находится в <Приложение 1>.