Урок математики по теме "Сложение и вычитание в пределах 100". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Учебные: научить складывать и вычитать в пределах 100 как устно так и письменно, решать задачи изученных видов, строить отрезки;
  • Развивающие: развивать речь, мышление, память, умение анализировать и рассуждать, а также развивать познавательный интерес к предмету;
  • Воспитательные: сплотить детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

Оборудование: солнышки, яблочки, рисунки белочки и ёжика, ёлочка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка темы и целей урока

Учитель:  Сегодня на уроке математики нас ожидают необычные приключения, потому что мы отправимся с вами в лес. Да и лес, ребята, в который мы попадём, тоже необычный – математический. Путешествуя по нему, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умете решать задачи, правильно строить отрезки, логически мыслить. Поэтому я прошу вас, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это участие в уроке.

2. Работа над пройденным материалом

Учитель:  А кто мне подскажет, какое сегодня число?
Открываем тетради, записываем... Классная работа (внимание на осанку).

Учитель:  Вы знаете, ко мне в руки попало письмо, которое написал один сказочный герой. Как же его зовут? Это мы сейчас узнаем. Я вам буду называть числовые выражения. А вы мне будете говорить  значения этих выражений. Правильно вычислив эти значения, мы сможем открыть букву имени сказочного героя.
 – А оценивать ваши ответы мне помогут СОЛНЫШКИ (можно сделать из бумаги). Если ответ правильный, то солнце ярко светит на небосклоне. Если  вы ошиблись, но сами исправились, то солнышко спрячется за тучку. Но, если ответ неправильный, то на небе появится грозная туча. Но я надеюсь, что этого не случится.

– Итак, отгадываем имя сказочного героя.

Л

Е

С

О

В

И

Ч

О

К

15 16 21 24 28 30 38 50 60

Вопросы:

  • Чему равна сумма чисел 20 и 40?
  • Чему равна разность чисел 54и 4?
  • Подумайте, какое  число на 2 меньше, чем 40?
  • Какое число на 3 больше, чем 12?
  • Увеличьте число 7 на 9.
  • Уменьшите число 51 на 30.
  • 12 плюс 12
  • 19 плюс 9
  • 68 минус 38

Учитель:  Лесовичок пригласил нас в гости и в своём письме передал нам карту, как его найти, но прежде на почту карту принес неуклюжий медвежонок, и она разорвалась на части. Нам предстоит её правильно сложить, а для этого нужно будет правильно решить примеры, которые вы запишите в столбик.

1                   6                  5                 
 2                   3                  4                 

         54 + 23 = 77                          81+ 17 = 98
         65 – 45 = 20                          76 – 64 =12
         14 + 55= 69                           46 – 32 =14

Учитель:  Карта перед нами. Итак, отправимся в путь. Давайте потихоньку встанем. Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения (звучит музыка).

Физминутка

Здравствуй, лес, необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.

Учитель:  Начинаем наш путь по тропинкам. Три ряда – три математические тропинки.
По цепочке каждый ряд начинает движение по своей тропинке (подробное объяснение игры). Если мы правильно решим примеры, выйдем на одну общую дорогу.

10   +   20  –  5  – 20   +   0  =  5
15   –   5   +   60   –  3   –  62   =   5
20   –  20   +   8   +   31   –   34   =   5

Учитель:  Мы получили один ответ, значит, мы пришли в единую точку на карте, которая обозначает дорогу, ведущую к Лесовичку. А по дороге мы вышли с вами на поляну, где растёт дикая яблонька. Ребята, посмотрите, а рядом с яблонькой ёжик, которому так хочется спелых яблочек, только ёжик не может их достать. А мы ему поможем!
Иди (имя ребёнка) сорви яблочко. А яблочко не простое, математическое, и к ёжику оно попадёт, если (имя ребёнка) правильно решит наш пример в столбик на доске, а вы, ребята, – в тетради (яблочки можно сделать из бумаги и раскрасить).

59 + 23 = 82                       40 – 23 = 17
61 – 27 = 34                       15 + 57 = 72

Учитель:  Ёжику помогли, пойдём дальше. А кто это у нас на пути? Сейчас посмотрим. Повторяйте мои движения, внимательно следя за ними. (Пальчиковая гимнастика).

На изогнутый сучок
Сломанной осинки
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам в сторонку – и молчок.

1-2-я строка: Левую руку, согнутую в локте, ставим перед собой.
3-я строка: Выполняем перебирающие движения пальцами правой руки по левой руке сверху вниз.
4-я строка: Чертим указательным пальцем левой руки крестик на внешней стороне правой руки.
5-я строка: Левой ладошкой изобразим гамачок.
6-я строка: Правую руку отводим за спину. Указательный палец левой руки приближаем к губам.

– Идём по дорожке дальше. Ребята, посмотрите, а вот белочка с бельчоатами, которые собирают в корзинку грибы. Белочка собрала 25 грибов, а бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. А сколько же съедобных грибов оказалось в корзине? Да у нас же целая задача получилась. И не одна.

1. Посмотрите внимательно на левую часть доски, на условие одной из задач. Составьте по этому условию ЗАДАЧУ:
*  Белка собрала 25 грибов, бельчата 15. Сколько всего грибов собрала белка с бельчатами?

2. А теперь обратимся к правой стороне доски. Составьте ЗАДАЧУ по данному условию:
*   Белка собрала25 грибов, бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных  грибов в корзине?

Задание: Вы сейчас внимательно посмотрите на условие одной задачи и другой. И выберите одну из них, которую вы сами можете решить.

– Пожалуйста, сделайте свой выбор. В  своей тетради запишите условие, решение и ответ той задачи, которую вы выбрали. Можно приступить к работе.

Самостоятельная работа над задачей.

Учитель:  Ребята, вы сейчас посмотрите решение той задачи, которую каждый из вас выполнил и сравните со своим решением. Тем, у кого задача решена правильно, наша белочка дарит грибочек. Нарисуйте его рядом с ответом. (Анализ решения.) Меня радует, что в классе есть ребята, которые решили задачу повышенной трудности. Молодцы!

Физминутка

Учитель: Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы. По кругу, влево и вправо. Итак, начнём.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазками видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг!

Учитель:  По дороге мы вышли с вами к домику Лесовичка. Посмотрите, ребята, рядом с домиком необычная ёлочка. Если внимательно к ней присмотреться, то можно заметить, что состоит она из геометрических фигур. А как называются эти геометрические фигуры? (Отрезки.)

Вопрос:  Что такое отрезок? (Отрезок – это часть прямой, ограниченная началом и концом).

– Посчитайте, сколько здесь отрезков? (12)
– Покажите их.

3. Итог урока

Учитель:  А вот и Лесовичок.

Лесовичок:  

Трудна была ко мне дорога,
Но вы с ней справились, друзья,
Каких талантливых детишек
В своём лесу встречаю я!

Учитель:  Ребята, а что нужно было вам знать и уметь, чтобы прийти в гости к Лесовичку? (Ответы детей). А теперь давайте поднимем все солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке. Посмотрите как светло стало в нашем классе! Мне было интересно работать с вами. Большое спасибо!