Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий дошкольников в условиях предшкольной подготовки. Методические рекомендации

Разделы: Работа с дошкольниками


Переход современного общества от индустриальной эпохи к эпохе информации привел к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня очевидно ускорение темпов развития цивилизации, что обусловливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни.

Модернизация образования сегодня – это не только государственное требование, но и важнейшее условие благополучия и развития и каждого человека, страны, человечества в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.

В силу этого, новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию (ФГТ ДО, ФГОС), отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования.

В Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) представлен планируемый итоговый результат дошкольного образованиясоциальный портрет ребенка 7 лет . При этом под «социальным портретом» понимается совокупность интегративных качеств, которые закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования. Формирование этих качеств предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

Таким образом, итоговый результат дошкольного образования должен находиться в преемственной связи с результатами освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которые, как известно, подразделяются на: предметные, метапредметные и личностные. Под предметными результатами в дошкольном возрасте может считаться интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», характеризующее те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает в ходе освоения содержания конкретных образовательных областей; под метапредметными –  универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития.

Важно отметить, что впервые в истории российского образования на уровне нормативных документов федерального уровня  (ФГТ) в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования выделены  универсальные предпосылки учебной деятельности, реально обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию при переходе к обучению в начальной школе, и следовательно, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

В связи с этим исследование закономерностей становления учебной деятельности и разработка педагогического инструментария по формированию ее предпосылок на дошкольной ступени образования составляют первоочередные задачи современной педагогической науки.

Один из вариантов решения проблемы непрерывности образования между всеми ступенями обучения на уровне технологии, дидактических основ, содержания и методик предложен в образовательной системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон. На дошкольной ступени в МБОУ «Енисейская СОШ» элементы данной образовательной системы используются в процессе реализации программы обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Программа обладает рядом преимуществ:

Содержание данной программы соответствует целям и задачам,стоящим перед предшкольным образованием на сегодняшний день и даёт конкретный ответ на вопрос: как организовать образовательный процесс с дошкольниками, обеспечивающий преемственность в достижении планируемых результатов, определенных ФГТ ДО и ФГОС НОО.

Социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

Педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Задачи:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • учет потребностей  данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности  ребенка, его ознакомление с  доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Особое внимание уделяется  развитию тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют  становление устойчивых  познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Для реализации данных целей и задач уместно использовать следующие подходы:

деятельностный подход предполагает  такую организацию образовательного процесса, при которой обучающийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. 

системно-деятельностный подход деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности.

В программе «Предшкольная пора», представляющей собой дошкольную ступень образования, в качестве методологического основания выбрана общая теория учебно-игровой деятельности, что на ступени дошкольной подготовки позволяет придать процессу формирования интегративных качеств дошкольников (как основному результату освоения ООП ДО) целостность и системность, повысить надежность и качество достижения сформулированных в ФГТ планируемых результатов освоения программы, обеспечить их объективный и критериальный характер, создать условия для построения непрерывной индивидуальной траектории развития ребенка, начиная с рождения и дошкольного детства, затем в начальной и средней школе, колледже и вузе, а затем и в его дальнейшем профессиональном саморазвитии. Для обеспечения развивающего потенциала программы предшкольной подготовки, необходимо развитие универсальных учебных действий, обепечивающих  дошкольникам  овладение умением учиться ,формирующих предпосылки учебной деятельности.

Понимание терминов учебная деятельность, учебное действие, универсальное учебное действие, умение учиться актуальны для реализации ФГОС и ФГТ в предшкольном обучении.

Учебная деятельность – это процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.

Учебное действие – это структурная единица учебной деятельности (представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели).

Универсальное учебное действие (УУД) это учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Умение учиться – желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД, желание и умение их выполнять). знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает в ходе освоения содержания конкретных образовательных областей; под метапредметными –  универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития.

Общая теория деятельности позволяет также уточнить роль дошкольного образования в решении общей задачи формирования умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности. Так, процесс формирования любого умения происходит в следующей последовательности:

1) приобретение опыта выполнения действия и мотивация;
2) приобретение знаний общего способа выполнения действия;
3) тренинг в выполнении действия на основе изученного общего способа;
4) контроль.

Применяя этот закон к формированию УУД и умения учиться в целом в системе непрерывного образования, можно увидеть, что функция дошкольной ступени образования состоит не столько в формирования ее компонентов(хотя бы уже потому, что 2 и 3 этапы формированиякаждого компонента не соответствуют психологическим характеристикам дошкольников), а в приобретении детьми начального опыта выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Такое понимание базовых приобретений возраста полностью соответствует положениям отечественной педагогической психологии о самоценности периода дошкольного детства и уникальности социальной ситуации развития ребенка.

Итак, целью дошкольного образования в программе «Предшкольная пора» является непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Прогнозируемый результат предшкольной подготовки

Модель личности выпускника ГКП

Методические рекомендации