Урок истории на тему "Язычество, или Во что верили древние славяне". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • развивать познавательный интерес к истории, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу, умение анализировать, сопоставлять факты, делать логические выводы;
  • воспитывать культуру личности, формировать нравственные чувства, уважение интерес к историческому прошлому;
  • развивать основные компетенции: социальную и коммуникативную (работа в группах) информационную (умение работать с разными источниками)

Задачи:

  • обучающая – создать условия для формирования у школьников представления о первой религии “Язычество” в связи с чем она появилась, почему славяне верили в духов и богов. Что такое магия, фетишизм и тотеизм;
  • развивающая – способствовать развитию информационной культуры школьников, логическому мышлению, умению работать с дополнительной литературой, повысить интерес к занятиям историей;
  • воспитательнаядает толчок к изучению истории своего народа. Уважение мнения каждого. Повышение ответственности каждого ученика за успех группы и класса в общем.

Оборудование урока:

  • музейные экспонаты;
  • костюмы;
  • декорации.

Ход урока

  • Вступительное слово учителя.
  • Класс разбит на группы, каждая группа подготовилась по свои заданиям: 1 группа рассказывает о славянских богах. 2 группа о славянских духах. 3 группа готовила дома обережных кукол, и рассказ о куклах. 4 группа рассказывает об обычаях и языческих праздниках.
  • Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок.

1. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, во что верили древние жители московской земли-славяне, чему и кому поклонялись наши предки. Вы хорошо знаете о том, что вся жизнь людей в далекой древности была тесно связана с природой-лесом, рекой землей. Славяне не могли объяснить многие явления природы, поэтому они отождествляли эти все явления с духами, богами, их гневом или милостью. Отсюда и берет свое начало первая славянская религия Язычество.

Славяне начали поклоняться многим богам природы. Главные их боги жили на небе.

Вопрос к ученикам: Каких богов славянских вы знаете?

2. Рассказ о славянских богах.

Ученик 1: Бог солнца Хорс. Его имя означало "круг", воплощал в себе Хорс, движущееся по небу светило. Хорс не имел человеческого облика, он изображался золотым диском. С культом Хорса связан ритуальный весенний танец хоровод, т.е. движения по кругу, Также обычай печь на масленицу блины в виде солнца.

Ученик 2: Даждьбог - брат Хорса, бог солнечного света ,тепла, созревания урожая. Даждьбог согревал промерзшую за зиму землю, пробуждая к жизни растения, вел постоянную борьбу с холодом.

Ученик 3: Перун - бог грома и молнии, покровитель воинов, божество грозное и карающее. Этот бог распоряжался войной и миром. Главным оружием Перуна были камни, стрелы топоры. Славяне думали, что наказанных бог грозы поражает огненными стрелами - молниями. Чтобы задобрить опасного бога славяне приносили жертву людей, животных, сжигая их на костре. Им казалось, что с дымом они поднимаются высоко вверх, до самого божества. Сытно наевшись, Перун пошлет людям удачу в делах, победу на войне.

Ученик 4: Велес - хозяин дикой природы Владыка лесов и животных. Покровитель домашнего скота и богатства. Велес - господин путей, покровитель всех путешественников, почитатель торговцев, скотоводов, охотников, земледельцев.

Ученик 5: Ярило - бог плодородия и пробуждающейся природы. Ярило имел 7 мячей и семь голов ,был огромного роста.4 головы Мужские, 2 женские, а седьмая звериная, была на груди.

Ученик 6: Лада - женское божество плодородия, благополучия, весеннего цвета жизни. Она же богиня брака, изобилия, богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ладой называли матерью. Отсюда и поговорка быть в ладу со всеми.

Учитель: Чтобы молиться и задабривать богов у славян были специальные места - святилища. На этих огороженных площадках ставились каменные или деревянные изображения богов - идолы. Святилища устраивали в самых красивых местах: по берегам рек, на высоких холмах, в дубовых рощах. Вокруг идолов постоянно горели костры, на кострах славяне сжигали жертвы богам, считая, что дым донесёт их молитвы. Жертвоприношениями ведали особые люди-волхвы и кудесники. К ним обращались за советами и предсказаниями. Волхвы считались самыми главными в время праздников и погребений.

3. Духи у славян

Учитель: Славяне верили не только в богов, но и в добрых, и злых духов. Они верили, что в природе и в доме живут невидимые существа - добрые и злые духи. Многие из них нам хорошо знакомы по народным сказкам. Чтобы привлечь добрых и отпугнуть злых духов существовало очень много оберегов,и обрядов чтобы увидеть эти обряды и обереги, давайте на время перенесемся в обычную славянскую избу.

Участники: Домовой, хозяин, хозяйка занимают свои места в избе.

Учитель: Скажите ребята, как у славянских народов, да и в наше время называют домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома?

Ученик: Домовой.

Учитель: А где в доме живет домовой?

Ученик: Там где тепло, за печкой.

Домовой: Домовой - это Я. Дух который живет в каждом доме. Я не делаю зла, а только шучу, даже оказываю услуги, если люблю хозяина и хозяйку. Я охраняю дом и двор, предупреждаю о несчастье, если на порог должна прийти беда я вою, стучу, бью посуду, хлопаю дверью, так я предупреждаю о несчастье. Если у хозяина есть лошади и они мне нравятся, я ей в косы заплетаю гриву и хвост, если не нравиться я её пугаю, поэтому хозяин и покупает лошадей той масти, которая приходится по двору, то есть

Учитель: Если хозяева продавали старый дом и покупали новый, они всегда приглашали в новый дом своего домового.

Хозяйка: Подходит к печи, достает чугунок с недоваренной кашей и говорит "Хозяинушка, помоги кашку в новом доме доварить, детишек накормить".

Учитель: Горшок с недоваренной кашей забирали в новый дом и там доваривали.

Хозяин: Еще при переезде ставили на печь тапочек, и утром когда все вещи выносили из дома, тапочек выносили последним, со словами "Хозяюшка нам, господин милостивый! Смилуйся, хозяюшка поедим в наш новый дом, на новый двор, на новое житье на новое бытье, на новое богатство!".

Хозяйка: Если молодые муж с женою идут в свой первый дом, они несколькими обрядами зазывают домового. 1) Выводят в полночь, в полнолуние на улицу с левым батником, привязанным на веревочке, и тянут его за собой. Ни в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуют "тяжесть" в ботинке, значит, домовой согласился жить с вами.

Учитель: Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Скажите, так зачем нужен домовой в доме?

Ученики отвечают.

Учитель: А каких родственных домовому духов вы знаете?

Ученик 1: Леший - Лесной дух, хозяин леса, жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы. Может вырастать выше деревьев, может ниже травы, в зависимости от обстоятельств и характера. Одежда у него вывернута изнанку, и чаще всего его представляют старичком. Считают, что он любит кричать в лесу, пугая народ, заводит в глушь и там хохочет и хлопает в ладоши. Если человек заблудился, нужно, как леший одеть одежду наизнанку, с сразу найдешь тропинку верную. Леший путает тропинки лесу, отсюда и поговорка если человек,что-то перепутал или заблудился "Лешак попутал"

Ученик 2: Кикимора - многие считают её женой Лешего. Это маленькая, сгорбленная, безобразная чудаковатая старушка, неряшливо одетая в лохмотья.

Ученик 3: Банник - дух живущий в бане. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение Банника шпарить моющихся кипятком, стрелять в печи каменке камнями. Считают, что злится банник, когда люди нарушают запреты, моются в праздники, поздно ночью, или парятся в бане целый день без остановки сменяя друг друга. Идя в баню люди благодарили банника за жар жаркий, баньку теплую, пар парной.

Ученик 4: Анчутка - злой дух, живет то в воздухе, то в воде, мгновенно появляется, когда упомянут его имя. Лучше о нём помалкивать, а то будет тут как тут. Выглядит как маленький чертик, с гусиными лапками. Обычно Анчуткой пугали маленьких детей за плохое поведение за столом. Говорили "Не болтай ногами, а то Анчутка придет". Считают, что больше всего на свете Анчутка любит качаться на ноге у человека.

Ученик 5: Баба Яга - хозяйка леса. Живет в избушке на куриных ножках. Баба Яга в основном ловит непослушных детей, сажает их на лопату и жарит в печи. Но не в одной сказке так никого и не съела. Часто от неё бегают. Иногда она выступает в роли дарительницы. Дарит Иванушке или клубок, или санки самоходные или коня. Помогает найти дорогу.

Учитель: А как вы считаете, зачем детям рассказывали о добрых и злых духов?

“Рассказывая о разных духах, детей приучали к осторожности в лесах, на болтах, у воды, а так же послушанию и хорошему поведению”.

4. Обереги у славян.

Учитель: Очень часто наши предки использовали обереги от различных несчастий. Этими оберегами могли быть различные предметы.

Хозяйка: Очень сильным оберегом считался Веник. Это защита дома от нечести. Обязательно мусор мели от двери, чтобы не вымести добро. Если приходил не желанный гость в дом, веник переворачивали, ставили на ручку, и гость быстро уходил.

Домовой: Считалось, что 24 сентября Федорин день и домовенок весь день сидит за веником. Нельзя было в этот день веник брать в руки. И в этот день мусор из дома не выносили. А в полночь веник выносили на перекресток 4-х дорог и выкидывали, считалось, что из дома выкидывали все беды и болезни, которые накопились за год. Все несчастья уходили на все 4 стороны.

Хозяин: Подкова в доме это счастье, полная чаша. Подкову вешали на дверь или забор. Очень хорошим признаком считалась, если подкову нашли на дороге случайно, или выкопали из земли.

Хозяйка: После урожая всегда в доме ставили сухой подсолнух-это тепло, свет, радость, жизнь.

Хозяин: Вязанка чеснока, заплетенная в косу пугала злых духов, а мешок орехов крепкая и дружная семья.

Домовой: А наполненный мешок монетами, зерном, колосьями - достаток и богатство в доме, сытость.

Хозяйка: В северных деревнях по сей день мастерят деревянных птиц счастья. Подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться. Эта птица украшает дом, делает его уютнее, приносит счастье.

Хозяин: В старину деревянная птица охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье: мастер должен выточить ее за 52 прикосновения к дереву ножа или топора, 52 ни больше не меньше, по числу недель в году. При этом произносит заклинание, превращающее дерево в доброго духа.52 удара, 52 слова, не известных нам сейчас.

Учитель: В наше время детей практически нечем удивить. В магазинах полно всевозможных игрушек. Но какими, же игрушками игрались наши бабушки, когда были детьми? Какими были игровые куклы тех времен? Ведь куклы это тоже очень сильный оберег.

Ученик 1: Обычную куклу делали из травы, соломы, из лоскутков одежды. Первые куклы делали мамы детям, потом ребенок сам начинал изготавливать кукол. Обережные куклы не состояли из иголок и режущих предметов. Куклы делались из старой поношенной одежды. Считалось, что поношенная одежда хранит в себе тепло души человека, носившей ее.

Ученик 2: Кукол ярко наряжали, украшали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, если у куклы нет лица, то никакая нечисть в нее не вселится, и значит не принесет никакого вреда ребенку. Для ребенка кукла была и игрушкой и оберегом. Ее хранили в сундуках, корзинках. В богатых домах одевали в дорогие ткани с вышивкой, и куклы были похожи на обитателей дома.

Учитель: В каждом доме были обережные куклы. В обычных домах, за печкой можно было найти 13 разных кукол. Это куклы-Лихоманки, они выманивают беду и болезни из дома. Почему же их было обычно 13? Дело в том, что именно столько было сестер-трясавиц: Кумоха, Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. По приказанию Кумохи - старшей сестры нападают лихоманки на расслабившегося человека и не дают ему продыху - ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Проникают они в избы через печные трубы вечерами, как всякая другая нечисть и лихая сила. Именно поэтому кукол - лихоманок помещали за печкой. Делали таких кукол с заговором: в течение всего процесса вязания куклы ворожея не должна была сбиться с ритма и не прерывать речитатива заговора, а с последним словом завязать на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Сгорая на костре, кукла-лихоманка уносила - выманивала - из дома беду. А каких кукол приготовили ребята??

Показывают куклы ребята изготовленные дома.

Ученик 1: Кукла-Крупеничка. Рассказывает о ней.

Ученик 2: Кукла-Утешница. Рассказывает о ней.

Ученик 3: Кукла-Травница. Рассказывает о ней.

Ученик 4: Кукла-Неразлучники. Рассказывает о ней.

Ученик 5: Кукла-Пеленашка (первая кукла для ребенка). Рассказывает о ней.

Ученик 6: Кукла-Берегиня. Рассказывает о ней.

Учитель: Оберегами считались так же и имена у человека. Рожденный ребенок получал имя и это был уже оберег. Иногда родители называли ребенка ласково "мой медвежонок, зайка, орел" и люди верили в великую силу слова. Считалось, если ребенка называть таким именем, то к нему перейдут качества этого животного или птицы. И люди будут выносливыми как, медведь или волк, быстрыми как заяц, зоркими как орел.

- А как вы считаете, имеет ли слова силу?

- Можно ли словом обидеть или ранить человека, доставить радость, ободрить его?

Сегодня наш урок подходит к концу, вы очень много узнали, услышали на уроке. Как вы думаете, а если сделать куклу оберег для вашего класса, как она должна выглядеть? Несколько человек из класса делают куклу, оберег для класса. Дают ей имя.