Знакомство с различными единицами измерения длины. Мерка длины "сантиметр". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предмет: математика.

Класс: 1.

Автор учебника: И.И.Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина.

Тема урока: “Знакомство с различными единицами измерения длины. Мерка длины “сантиметр”.

Цель: познакомить с историей измерения и разными мерами длины.

Задачи.

Образовательные:

- рассмотреть первую общепринятую единицу измерения длины – сантиметр, познакомить с использованием сантиметра для измерения длины и высоты объектов, учить читать таблицу, столбчатую диаграмму.

Развивающие:

- развивать речь, познавательные способности, логическое мышление.

Воспитательные:

- прививать интерес к математике;

- прививать культуру учебного труда.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- проявлять интерес к учебному материалу, в частности, к изучению математики;

- осознавать свою гражданскую идентичность на основе исторического математического содержания.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

- под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие “выражение”;

- проводить анализ предлагаемых рисунков (с целью выделения предметов определённой формы, сравнение количества предметов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения;

- использовать в общении правила вежливости.

Планируемые предметные результаты

Овладение понятием “меры длины”.

Знакомство с историей измерения и разными мерами длины.

Овладение умениями анализировать данные таблицы и выбирать нужные для решения задач.

Решение задач на разностное сравнение на основе правила сравнения двух чисел

Проведение качественного и количественного, явного и неявного сравнения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: проблемный, словесный, наглядный, частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в паре.

Средства обучения: учебник “Математика,1 класс” часть 2, И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация, индивидуальный раздаточный материал (полоски, мерки).

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у нас необычный урок математики. И начнем мы его с игры. Будьте внимательны. Если вы согласны, отвечайте хором – “да”, если не согласны – “нет”.

- Мы друг друга понимаем?
Хором: Да, да, да!
- Хорошо всегда считаем?
Хором: Да, да, да!
- А задачи мы решаем?
Хором: Да, да, да!
- На уроке засыпаем?
Хором: Нет!
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи – 
За работу, в добрый час.

- А вот девиз нашего урока. Прочитаем его хором! (Слайд 4). Презентация

- Мы дружные!

- Мы умные!

- Мы внимательные!

- Мы старательные!

- Мы в первом классе учимся!

- Всё у нас получится!

3. Актуализация знаний

- А вот и первое задание. Найдите лишнее. (Слайд 5-7)

- Определите, какая фигура лишняя. (Отрезок) (Слайд 8)

- Объясните, почему.

- Что же такое отрезок? (Это часть прямой, ограниченная с двух концов)

4. Создание проблемной ситуации

- Попробуйте выполнить следующее задание.

- Перед вами лист бумаги, на котором начерчен отрезок. Измерьте длину отрезка с помощью мерки.

- Что значит измерить длину?

- Поменяйтесь с соседом по парте мерками, еще раз измерьте длину отрезка.

- Что заметили? (Мерки разные, поэтому и разные результаты измерений)

5. Построение проекта выхода из затруднения

- С такой же проблемой столкнулись и герои известного мультфильма “38 попугаев”.

- Внимание на экран. (Показ отрывка из мультфильма)

- Будьте внимательны, потому что после просмотра мы с вами должны будем сделать ещё один вывод.

- Почему длина удава получилась разной? (Измеряли разными предметами)

- Какой выход можете предложить? (Мерки должны быть одинаковыми…)

- Какую же задачу мы поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с общепринятой мерой измерения длины)

6. “Открытие” нового знания и первичное закрепление

- Как вы думаете, почему герои фильма измеряли рост удава в попугаях, мартышках, слонах? А удобно ли это – измерять длину предметов в слонах? А в чём же удобно измерять длину предмета? (В метрах, сантиметрах)

- А давайте узнаем, как люди измеряли длину раньше и как измеряют сейчас. Рассмотрите рисунки учебника на страницах 24 и 25.

Работа с учебником.

- Для чего необходимо измерять длину?

- Нужно ли вам это умение?

- Что вам знакомо на этих рисунках?

- Познакомимся с историческими мерками. Просмотрите материал. Что вам более всего знакомо? В России в старину для измерения длины использовали локоть, сажень, пядь, вершок, ладонь. А в других странах использовали величины ярд, дюйм, фут. (Слайд 13)

- Одной из самых распространенных единиц длины был ЛОКОТЬ. (Слайд 14)

- Покажите эту мерку – локоть.

- Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку. При помощи локтя можно измерить длину ткани или нити. (Учитель измеряет длину нити, затем предлагает измерить ученику)

- Что заметили? (Результат измерений разный)

- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ. 

- Было даже такое выражение, “семь пядей во лбу” (Учитель показывает меру длины на лбу и предлагает показать детям).

- Как вы думаете, про какого человека можно сказать, что у него “семь пядей во лбу” (так говорили про очень умного человека).

- А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ. (Слайд 15)

- Покажите, как можно изобразить сажень.

- Было такое выражение “Косая сажень в плечах”. Про какого человека так могли сказать? (Сильного, здорового, человека крепкого телосложения)

- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН, ВЕРШОК. (Слайд 16)

- Наверное, вам знакомо такое выражение “От горшка два вершка” . Что оно обозначает? (Очень маленький). Вспомните сказку про Мальчика – с - Пальчик. Какого же он был роста? (Вершок)

- Посмотрите на иллюстрацию учебника и постарайтесь объяснить, почему Дюймовочку так звали. (Слайд 17)

- Постарайтесь объяснить, что такое ярд? Фут? (Слайд)

- Определите длину колонны. (7 футов)

Практическая работа.

- Попробуем измерить длину парты разными старинными мерками.

1 группа - Измеряет длину парты в ладонях

2 группа - Измеряет длину парты в локтях

3 группа - Измеряет длину парты пядью

Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки ?

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому в настоящее время используются более точные мерки. Это общие для всех стран единицы измерения.

- Какими инструментами для измерения длины пользуются в настоящее время?

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника (стр. 26)

- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? (Сантиметр)

- Определите тему нашего урока.

- Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина

1 сантиметр

Слово сантиметр после числа пишут кратко см (Слайд)

Работа с учебником.

- Сколько отрезков длиной 1 см поместилось в отрезке АМ?

- Чему равна длина отрезка АМ?

- Запишите длину отрезка АМ в сантиметрах.

7. Закрепление изученного материала.

Задание № 63

- Посмотрите, ребята, в этом задании герои сказок изображены рядом со шкалой, которая позволяет определить их рост. Посмотрите внимательно на этот рисунок и определите рост сказочных героев.

- Проверьте правильность данных в таблице.

- На сколько сантиметров нужно вырасти Дюймовочке, чтобы стать такого же роста, как Мальчик- с- Пальчик? (6-3=3)

А такого же роста, как Крошечка –Хаврошечка? (8-3=5)

Физминутка.

8. Закрепление ранее пройденного материала

Задание 64. Работа в парах

- Расположите карточки с цифрами под рисунками так. Чтобы можно было понять, что было сначала, а что потом.

- Предметы какой формы нужны, чтобы сделать снеговика?

Задание 65. Работа в тетради

- Чем похожи снеговики?

- Чем различаются?

Задание 66. Самостоятельная работа в тетрадях

8-3=5     9- 4=5     6+2=8
4-4=0     4+ 1=5     3+5=8

Задание 67

- Сколько пушистых одуванчиков на верхнем рисунке?

- Сколько облетевших одуванчиков?

- На сколько пушистых одуванчиков больше, чем облетевших?

- Запишите выражение и его значениею

- Сколько облетевших одуванчиков на нижнем рисунке?

- Сколько пушистых одуванчиков?

- На сколько пушистых одуванчиков меньше, чем облетевших?

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.

9. Итог урока

- С какими мерами длины мы познакомились на уроке?

- Где вам пригодятся полученные знания?

10. Рефлексия

- Продолжите: Я узнал…

Мне было легко…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

- Скажите, кому было трудно на уроке?

- Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали.

- Ребята, посмотрите, на смайлики. Если вы довольны своей работой и вам понравился урок ,прикрепите магнитик на улыбающегося смайлика. А если испытывали затруднения, прикрепите магнитик к грустному смайлику.

(Дети подходят и прикрепляют магнитики)

- Молодцы, ребята! Всем спасибо за работу и активность. На этом наш урок окончен.