Урок на тему "Химические свойства металлов". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


I. Содержательная часть (фрагмент) рабочей программы по химии для 9 класса. (Авторская программа О.С. Габриеляна)

Планируемые результаты изучения темы “Металлы” (17 ч)

Предметные результаты Метапредметные результаты
Учащиеся должны

знать/понимать:

- положение элементов металлов в П.С.;

- физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность;

- общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями;

- причины и виды коррозии;

- классификацию сплавов на черные и цветные;

- окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные способы получения металлов в промышленности;

- соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

- важнейших представителей соединений щелочных Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращений;

- применение соединений;

- важнейших представителей соединений щелочно-земельных . Ме;

- способы смягчения воды;

- природные соединения алюминия;

- применение Al и его соединений;

- химические св-ва соединений железа (II) и (III);

- строение атомов металлических элементов;

- химические свойства и применение алюминия, железа, натрия, калия, кальция и их важнейших соединений;

- применение металлов и их важнейших соединений;

Уметь:

- записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических;

- уметь пользоваться рядом активности;

- описывать свойства и области применения различных сплавов;

- давать характеристику щелочного металла по плану;

- давать характеристику алюминию по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

-записывать уравнения реакций оксида и гидроксида алюминия с кислотой и щелочью;

- записывать уравнения реакции хим. св-в железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа;

- осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций.

Объяснять:

- объяснять и применять доступные способы защиты металлов от коррозии:

- закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;

- сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

- закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;

- сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

- связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

- объяснять строение атома железа;

- объяснять наличие переходных св-в.

Характеризовать:

- металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;

- характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов;

- характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов;

- характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов;

-харктеризовать физические и химические свойства алюминия,

-характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия;

- особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

- физические и химические свойства железаа.

- генетические переходы у соединений железа (II) -(III).

Называть:

- соединения щелочых металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

- соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

- соединения железа по их химическим формулам.

Составлять:

- уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием;

- ур-р. (ок-вос) химических свойств в сравнении (в группе) с другими металлами;

- уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия;

- уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

- на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращенй.

Обращаться:

- с соединениями щелочных, щелочноземельных металлов, алюминиевыми и железными изделиями в быту.

Определять/распознавать опытным путем:

- определять соединения, содержащие ионы Fe2+, Fe3+   с помощью качественных реакций

- наличие ионов натрия, лития, калия и кальция в химических соединениях.

Вычислительные умения:

- вычислять количество вещества, объем, массу по количеству, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Практические умения:

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- прогнозировать, аргументировать и экспериментально осуществлять цепочки хим. превращений;

- экспериментально доказывать свойства соединений металлов;

- предлагать на практике способы получения и распознавания веществ;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами.

Учащиеся должны уметь:

- определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по решению учебных задач;

- работать по заданному плану, по алгоритму (по памятке);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с металлами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов.

- перекодировать информацию (называть основные соединения металлов по их молекулярным формулам, используя тривиальные названия, писать молекулярные формулы основных соединений металлов по их химическим и тривиальным названиям, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства металлов, их соединений и т.п.);

- анализировать, синтезировать, обобщать информацию о металлах и их соединениях;

- сравнивать физические и химические свойства металлов и выявлять закономерности в изменении их свойств;

- выявлять основания для сравнения и классификации металлов (по строению атома, свойствам);

- устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами металлов и их соединений, а также между применением и свойствами;

- вести наблюдения и на их основе формулировать выводы;

- работать в режиме ограниченного времени;

- конспектировать;

- вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать иные мнения и идеи;

- отвечать на вопросы разного типа;

- владеть различными формами устных и публичных выступлений;

- осуществлять межпредметный перенос знаний;

- согласованно работать в паре, малой группе;

- адекватно участвовать в коллективной деятельности;

- безопасно обращаться с растворами щелочей, кислот, растворами солей (цветных) в быту;

- применять вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции по применению;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь;

- выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности.

II. Проект урока по химии в 9 классе

Тема урока: Химические свойства металлов (3-ий урок в теме “Металлы”).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выбору действийи и планированию способов достижения результатов;

Метапредметные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, корректировка их, оценивание правильности выполнения учебной задачи, приобретение опыта деятельности по достижению цели;

Предметные: расширение понятийной базы по теме за счёт включения в неё новых элементов, создание условий для закрепления новых знаний о химических свойствах металлов IА, IIА подгрупп, алюминия, железа и их основных соединений.

Этапы
урока
Основные
дидактические
задачи урока
Формы организации деятельности учащихся Методы
обучения и приёмы обучения
Средства обучения Прим.
1. Орг-й Настроить учащихся на выполнение химического эксперимента; повторение ТБ;

Повысить мотивацию учащихся к изучению нового материала

  Фронтальный опрос учащихся по ТБ (Прил. 1) Справочный материал (раздаточные таблицы по ТБ) Выдаётся каждому ученику
2. Акт-ция знаний Повторить физические свойства металлов.

Ряд активности металлов

Колл. форма Индивидуальная работа по карточкам (Прил. 2) Ряд активности Ме  
3. Усвоение новых знаний Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению химических свойств металлов:

1) взаимодействие с кислородом;

2) взаимодействие с водой;

3) взаимодействие с растворами кислот;

4) взаимодействие с растворами солей других металлов

5) изучение окраски пламени ионами различных металлов.

(Прил. 4)

1) проведение лабораторного опыта в паре;

2) работа у доски

3) заполнение инстркуционной карты (Прил. 3)

Демонстрация.

Работа по алгоритму (Прил. 5)

Прил. 6 Вытяжной шкаф!!! (Опыт с азотной кислотой)

Напомнить учащимся ещё раз о ТБ

4. Первичное закрепление новых знаний Применение полученных заний в новых условиях Продолжение заполнения инструкционной карты.

Работа у доски

Использование проблемных ситуаций (метод проблемного вопроса. (Прил. 7)    
5. Рефлексия Организовать самоанализ деятельности учащихся на уроке Индивидуальный Прил. 8   На доске место для оценивания учащимися урока
6. Домашнее задание Пояснить домашнее задание (информировать о выполнении)   Запись в дневник (§ 8, в приложении 5 дописать уравнения проведённых химических реакций, для ОВР указать изменение с/о окислителя и восстановителя)