Слагаемые. Сумма. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить с понятиями “слагаемые”, “сумма”.

Планируемые результаты.

Учащиеся научатся:

  • читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • оценивать себя, границы своего знания и незнания;
  • работать в паре и оценивать своего товарища.

Оборудование:

у учителя – таблицы “Название чисел при сложении”, “Правила работы в паре”; примеры, записанные на школьной доске; корзина и муляжи овощей; лесные сказочные герои;

у учащихся – конверт с числами от 0 до 9; конверт со светофорами и смайликами для самооценки; индивидуальный счётный материал (геометрические фигуры); карточка с заданием для работы в паре; тетрадь на печатной основе, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок - начался урок!

(Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг к другу, пожмите руки и пожелайте удачи.)

2. Актуализация знаний:

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Сегодня мы отправимся в осенний лес, в лесную школу. Посмотрите, животные в лесной школе тоже учатся и у них тоже урок математики.

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)

Мудрая Сова дала задание Лисичке.

Давайте, ей поможем решить “весёлые задачки”:

а) Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!

б) Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Три яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

в) На забор влетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?

- Ребята, пока мы помогали лисе, волчок тоже запутался, давайте ему поможем.

1 столбик – вставить пропущенные числа, 2 столбик – вставить знаки + или -, 3 столбик – вставить знаки >, <, или =.

6-О=5 9О2=7 7+1О5

8+О=10 7О0=7 4-4О4

О+9=9 5О1=6 5О4+1

Примеры записаны на доске. Учитель вызывает по 1 ученику на каждый столбик.

Пока ребята помогают волчонку, мы поможем медвежонку:

Посчитайте от 5 до 10, от 9 до 4, от 2 до 8 через один, от 1 до10 через два… (Дети считают в полголоса хором, чтобы не мешать работающим у доски.)

Назовите следующее число: 6, 8, 3.

Назовите предыдущее число: 7, 2, 9.

Назовите соседей числа: 4, 8, 2, 1.

Молодцы! Помогли медвежонку! Он очень вам благодарен.

Достаньте из конвертов светофоры. Проверим работу на доске.

(Дети светофором оценивают каждый столбик решённых примеров.)

3. Самоопределение к деятельности.

Ай, да белка – мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два ещё лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у неё клубков? (5)
Как вы узнали? (3+2=5)

Как по-разному можно прочитать эту запись? (К 3 прибавить 2 получится 5, 3 плюс 2 равно 5, 3 да 2 будет 5, 3 увеличить на 2 получится 5).

- Можно ли по-другому прочитать эту запись? Для этого нам надо узнать, как называются числа при сложении. Кто может сказать, чему мы должны научиться на уроке? (Читать запись по-другому, узнать названия чисел при сложении)

4. Работа по теме урока.

1. Практическая работа.

(У учителя корзина и муляжи овощей, с помощью которых он демонстрирует все действия зайчика)

В лесной школе учится зайчик. Он пошел в огород, сорвал и положил в корзину 5 кочана капусты.

Положите на парту столько же кругов.

Потом дошёл до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину 3 морковки.

Положите рядом столько же треугольников.

Что делал зайчик с овощами? (Складывал в корзину)

Какое действие он выполнял? (Сложение)

Что он складывал? (5 кочана капусты и 3 морковки)

Составьте выражение.(5+3)

Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.

Назовите первое слагаемое. (5)

Назовите второе слагаемое. (3)

Сколько всего фруктов у зайчика в корзине? (8)

Сколько у вас на столе фигур? (8)

Дополните нашу запись. (5+3=8)

Как вы можете назвать число 5? (То, что получилось, ответ, результат)

В математике результат сложения называется – сумма.

Прочитайте хором эту запись по-новому.

Слагаемое Слагаемое Сумма
5 + 3 = 8

А теперь вернёмся к нашей белочке и прочитаем запись, используя слова “слагаемое” и “сумма”.

Физминутка.

Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.

5. Закрепление изученного материала.

Мудрая Сова ,дает и нам задание.

1. Работа по учебнику.

а) - Откройте учебник на стр. 86. Мы попали в “Детский мир”. Кого вы видите на верхней картинке?

- Назовём их Света и Петя.

- В паре составьте рассказ по картинке.

(Парная работа.

- У Светы 3 красных кубика, а у Пети – 2 синих. А всего у детей 5 кубиков.

3 + 2 = 5

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.)

- Какая запись получилась? Прочитайте.

- Как называются числа при сложении?

б) - Что заметили? (Что на доске, то и в учебнике: математические записи и рисунки к ним)

- Каждому ряду по заданию: назвать первое и второе слагаемые, записать суммы.

- А я начинаю подходить к каждому с петушком (игрушка) и он будет поклевывать того, кто ошибается.

- Встаньте те, кого петушок клюнул.

- Как вы думаете почему (не) совершили ошибки? (Были (не) внимательны на предыдущем этапе)

При наличии ошибок исправление – объяснение темы учащимися из ряда, кто не совершил ошибок.

2. Работа в тетради на печатной основе.

Я тетрадочку открою
И, как надо, положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.

- Сядьте ровно, спинки прямые.

№ 1

6+…=7   8=…+1   3+2=…
5+1=…   6=5+…   3+1=…
…+2=6   7=5+…   7+….=9

- Что нужно сделать в этом задании? (Заполнить пропущенные числа, вычислить)

- Выполняем.

- Подчеркните равенства, в которых пропущены слагаемые.

- Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем)

- Поменяйтесь в паре тетрадками.

- Ошибки исправляем карандашом.

- Верните тетрадки товарищам.

- Поднимите руки у кого нет ошибок.

- У кого 1 ошибка.

- 2-3 ошибки.

- у кого больше 3 ошибок.

- Как вы думаете, почему возникли ошибки? (Невнимательность, неумение вычислять)

№ 2.

7 жучков бежали в домик,
Но один из них устал.
От товарищей отстал.
Сколько резвых насекомых
Продолжают путь домой?

Запишите для каждого рисунка свое равенство. (Cамостоятельная работа)

5+1=6 на доске правильные ответы 7-1=6

- Погладьте себя по головке два раза, кто не ошибся; один раз кто ошибся и исправил.

Физминутка.

Поднимает руки класс -
Это “раз”,
Выше голова-
Это “два”,
“Три” в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На “четыре” - руки шире,
На “пять” себя обнять,
А на “шесть” - тихонько сесть.

3. Работа по учебнику.

Наши друзья предлагают нам решить задачи.

Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем, сколько найдем? (Фронтальная работа (-нельзя ответить.))

А вот на вопрос задачи № 3 с 87 учебника можно найти ответ.

Чтение задачи.

- Сколько было книг у Васи?

- Что произошло?

- Стало больше книг или меньше? Выберите запись - решение задачи.

(Анализируют условие задачи, выбирают нужную запись для решения)

6 + 2     6 – 2

Анализ задачи № 4.

Какой знак действия нужно выбрать для решения задачи? Почему?

(Индивидуальная работа 3 * 1)

- Звери спорят и не могут решить задачу. Помогите им.

Решите задачу “ловушку”.

На столе стояли 3 стакана с чаем. Мальчик выпил 1 стакан чая. Сколько стаканов осталось на столе? (3 стакана)

4. Работа в парах (карточки)

- Сейчас мы сами превратимся в лесных зверушек. Повернитесь друг к другу и договоритесь, кто из вас будет мышкой, а кто – зайчиком. Придвиньте к себе карточки с заданием. Первые три примера решает мышка, а зайчик ей помогает, следующие три - наоборот. Кто справился, поднимите руки “домиком”.

1. Внимательно слушай товарища.

2. Говори вполголоса.

3. Исправляя товарища - не обижай.

Парная работа. Одна пара работает у доски.

Контролируют и оценивают свою работу.

(Дети работают в парах)

Вместе проверьте работу своей пары, пользуясь доской. Кто проверил, поднимите руки домиком.

Оцените работу своей пары. (Дети поднимают смайлик)

Те, у кого были ошибки, учитель выясняет, где ошиблись и почему.

6. Рефлексия.

Знают

- Спросить детей, что они запомнили…

Смогли…

Подумайте, всё ли вам было понятно на уроке. Оцените себя.

Прикрепляют на доску картинки.

(

справился легко

затруднялся.

было трудно

Ребята, Мудрая Сова очень рада, что мы помогли её ученикам.

И дарит нам вот такое солнышко, чтоб оно светило нам всегда.

Использованная литература:

  1. Моро М.И. - Математика. 1 класс. Учебник. – с. 86-87.
  2. Моро М.И., Волкова С.И. - Математика 1 класс. Рабочая тетрадь на печатной основе. – с. 32.
  3. Ситникова Т.Н, Яценко И.Ф. - Поурочные разработки по математике: 1 класс – М.: ВАКО, 2013. – с. 166-170.
  4. Информация из интернета.