Правовой турнир среди учащихся 5–7-х классов

Разделы: Социальная педагогика


Цели:

  • познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка;
  • определить какие различия существуют между правами и обязанностями детей;
  • побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения;
  • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения характерных для подросткового возраста социальных ролей и нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

Задачи:

  • закрепление знаний детей о документах, регламентирующих права и обязанности человека;
  • ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
  • развитие умения применять правовые знания на практике;
  • совершенствование словарного запаса;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • раскрытие творческих способностей ребенка.

Ожидаемый результат.

  • Приобретение практического опыта применения прав ребенка.
  • Самостоятельное решение конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.

Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям в нескольких помещениях. Игра состоит из 8станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в “Маршрутный лист” (Приложение 1). Побеждает тот класс, который наберет в сумме большее количество баллов.

Оборудование:мультимедийная презентация, магнитофон, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.

Ход мероприятия

1 станция “Собери пословицу”

(несколько пословиц из списка делятся на части, командам необходимо соединить части пословицы)

Не воровством добывают деньги, чье мясо съела.
Легко воровать, да на себя загляни – жить научишься!
Хоть с умом воровать, летит и голова
Каков грех, за собой и обязанности
Один раз украл, под старость дыра.
Знает кошка, тот и в ответе
За худые слова да тяжело отвечать.
Права влекут а беды не миновать
На других погляди, кузнец своего счастья.
Смолоду прорешка такова и расплата.
Жизнь дана на добрые дела.
Человек а навек вором стал.
Кто в деле, а трудом.

Ответы.

  • Не воровством добывают деньги, а трудом.
  • Легко воровать, да тяжело отвечать.
  • Хоть с умом воровать, а беды не миновать.
  • Каков грех, такова и расплата.
  • Один раз украл, а навек вором стал.
  • Знает кошка, чье мясо съела.
  • За худые слова летит и голова
  • Права влекут за собой и обязанности
  • На других погляди, да на себя загляни – жить научишься!
  • Смолоду прорешка под старость дыра.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Человек кузнец своего счастья.
  • Кто в деле, тот и в ответе.

2 станция “Песенная”

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. Приложение 2).

  1. “Песня бременских музыкантов” – Право на свободу передвижения.
  2. “Чему учат в школе” - Право на образование.
  3. “Песенка мамонтенка” - Право жить и воспитываться в семье.
  4. “Чунга-Чанга” - Право на отдых.
  5. “В каждом маленьком ребенке” - Право на всестороннее развитие.
  6. “Какой чудесный день” - Право на занятие творчеством.
  7. “Кабы не было зимы” - Право на отдых, каникулы для детей.
  8. “Антошка” - Право на труд и отдых.
  9. “Пусть всегда будет солнце” - Право на жизнь и свободу.
  10. “До чего дошёл прогресс” - Право на пользование достижениями культуры.

3 станция “Правовая”

(назвать какое право нарушено в каждой сказке. Приложение 3)

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке “Заюшкина избушка” (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке “Лягушка-путешественница” (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке “Золотой ключик” (Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Правом быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
  7. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает?(Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
  8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)    
  9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

4 станция “Права и обязанности”

(Приложение 4. После просмотра презентации и мультфильмов предложить выполнить задание: распределить права и обязанности школьников.)

!/Приложение 4 опубликовано не полностью, т.к. превышает допустимый объем, находится у автора/!

  1. Бесплатное образование
  2. Активность в приобретении знаний
  3. Уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. Удобное рабочее место
  5. Посещать школу в предназначенное для этого время
  6. Защита личной собственности
  7. Посещение школьных мероприятий
  8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
  9. Вести себя корректно на переменах и на уроках
  10. Деловое сотрудничество с учителем
  11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
  12. Беречь школьное имущество

Ответы: Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12.

5 станция “Жизнь с правами и без…”

Команды получают контрольные листы с таблицей:

В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации;

Во вторую колонку необходимо вписать выбранные из списка номера гражданских прав, которые помогу осуществить эти житейские ситуации. (Приложение 5)

6 станция “Анаграммы”

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
  2. ГОУСАРДТСОВ (государство)
  3. ИЖЗНЬ (жизнь)
  4. РБОАЗОАВИНЕ (образование)
  5. КЗАОН (закон)
  6. ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)
  7. АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
  8. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
  9. СКОКДЕ (кодекс)
  10. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)

7 станция “В лабиринте понятий”

Командам раздаются карточки, на которых написаны определения.

Задача команды быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов прилагается. (Приложение 6)

 Список слов. Трудовой кодекс; Конвенция; Приговор; Преступление, Юридическая ответственность, Гражданские свободы. Презумпция невиновности; Кодекс; Конституция; Право, Вандализм, Демократия.

8 станция “Словесная”

(из предложенного слова составить как можно больше слов)

  • Правонарушение.
  • Ответственность.

Ведущий: Игра окончена. Все команды построились. Слово предоставляется жюри.

(Награждение победителей. Всем участникам игры раздаются памятки. Приложение 7)

Не опубликованные материалы превышают допустимый объем.