Урок биологии по технологии проектного обучения на тему "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели урока.

  1. Сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
  2. Развить проектировочные умения и навыки, творческие способности, познавательный интерес.
  3. Реализовать деятельностный подход в изучении витаминов.
  4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, коммуникативность, чувство гордости за российских учёных - витаминологов.
  5. Совершенствовать владение ключевыми компетенциями.

Методы: метод проектов, частично-поисковая беседа, просмотр компьютерной презентации.

Оборудование: таблицы: “Овощи”, “Фрукты”; чертежные листы для оформления результатов деятельности по подготовке к защите проекта, маркеры, поливитаминные препараты; овощи, фрукты, продукты животного происхождения, богатые витаминами, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация “Азбука витаминов”, проектные задания группам, набор статей (Приложение 1. Презентация) и заготовок для оформления схем, дополнительная литература: Детская энциклопедия. Человек. М.: Педагогика. 1975; Зверев И. Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классов. – М.: Вентана - Граф. 2000; Рязанова Е.А. Биология человека в таблицах и схемах. - М.: Школа. 1998.

Этапы урока.

1. Актуализация темы урока. Выявления первичных знаний о витаминах (ассоциативный ряд).

2. Запуск проекта.

3. Работа в группах по проектным заданиям.

4. Защита проекта, с обязательной рефлексией.

5. Закрепление изученного материала – просмотр компьютерной презентации “Азбука витаминов”.

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация темы урока. Выявления первичных знаний о витаминах

Учитель проводит частично-поисковую беседу, используя плакаты “Овощи” и “Фрукты”.

Учитель: Ребята, посмотрите на эти плакаты и скажите, что объединяет овощи и фрукты?

Предполагаемый ответ: - Они вкусные, красивые, полезные.

Учитель: А почему овощи и фрукты полезны для человека?

Предполагаемый ответ: Фрукты и овощи содержат много витаминов. Учитель: А что такое витамины?

Предполагаемый ответ: Витамины – это какие-то полезные для здоровья человека вещества.

Учитель: Ребята, если витамины – полезные для здоровья человека вещества, то наверно мы должны быть с ними хорошо знакомы. Давайте посмотрим, что вы уже знаете о витаминах. Какие ассоциации возникают у вас со словом витамины?

Учитель записывает на доске ассоциации детей и делает вывод о том, что они кое-что уже знают о витаминах.

2. Запуск проекта

Учитель: Вы уже, наверное, догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Дети называют свои варианты темы урока. Учитель уточняет формулировку темы урока. Итак, тема нашего урока: “Витамины – чудесные вещества”. Открывает презентацию – сопровождение (Презентация). (Слайд №1) Учащиеся записывают в тетради тему урока.

Учитель: Ребята, на эту тему сегодня мы будем создавать и защищать проект. Как вы думаете, какие вопросы мы должны осветить в своём проекте? (Слайд 2)

Предполагаемые ответы:

  1. Что такое витамины?
  2. Когда и кем были открыты витамины?
  3. Какие известны виды витаминов?
  4. Каково значение витаминов в организме человека?
  5. Где содержаться различные витамины?
  6. В каких количествах они необходимы человеку?
  7. Чем грозит недостаток или избыток того или иного витамина?
  8. Как сохранить витамины в продуктах при приготовлении пищи?

Если учащиеся не называют какие-то из вопросов, то их предлагает учитель. Ключевые слова вопросов высвечиваются на экране. Итак, определяются задачи урока. (Слайд 3)

Учитель: Ребята, круг наших интересов мы обозначили. Давайте договоримся о порядке работы. Как вы считаете, любую проблему легче решать в одиночку или сообща? (Дети приходят к выводу, что работать на уроке мы будем группами) Итак, работать мы будем по группам, как вы сидите. Каждая группа - проектное бюро будет готовить к защите проекта определенный блок вопросов, одну из страничек. (Слайд 4) У нас сформировано 4 проектных бюро: “Историческое”, Оздоровительное бюро “Кладовая природы”, “Кулинарное”, “Медицинское”. У вас на столах лежат конверты, где вы найдёте свои проектные задания, выдержки из статей, дополнительную литературу, чертежные листы, клей, маркеры. Всё это - материалы, которые вам помогут подготовиться к защите проекта. Обратите внимание на то, что в конвертах имеются некоторые заготовки для схем, но они не полные, поэтому используйте маркеры при доработке схем там, где это необходимо. В конвертах кроме всего прочего есть оценочные листы, где каждый из вас в конце урока поставит себе оценку и получит оценку группы. С учетом этих оценок я выставлю вам свою отметку за работу на уроке. Ознакомьтесь с проектными заданиями. Посмотрите всё ли понятно. Свою работу, я вам советую, начать с распределения заданий в группе. На мозговой штурм постарайтесь затратить не более 3 минут. Затем, начинайте создавать схемы, таблицы, которые пригодятся вам при защите проекта. Итак, если вопросов нет, то начнем работу. На подготовку к защите вам даётся 5-7 минут. (Учитель не громко включает спокойную классическую музыку)

3. Работа в группах по проектным заданиям (Учитель при необходимости оказывает консультативную поддержку).

Проектные задания

Историческое бюро

Вопросы для изучения:

  1. История открытия витаминов.
  2. Кто ввёл термин “витамины”?
  3. Как обозначают витамины?
  4. Каково значение витаминов в организме человека?
  5. На какие две большие группы делятся витамины?

К защите проекта подготовьте сообщения по данным вопросам, доработайте предложенные схемы. При подготовке к защите проекта используйте предложенные вам схему и статьи, а также учебник, параграф 37.

Оздоровительное бюро “Кладовая природы”

Задания:

1.Подготовьте информацию о суточной потребности важнейших витаминов (А, В, С, D). Результаты исследования оформите в таблицу.

2.Изучите значение в организме человека витаминов: А, В, С, D? Подготовьте сообщение.

3.Выясните, какие продукты содержат наибольшее количество витаминов: А, В, С, D? При подготовке к защите используйте предложенные вам статьи. При рассказе используйте для демонстрации продукты с выставки.

Кулинарное бюро

Задания:

1. Приготовьте к защите проекта рекомендации по приготовлению пищи, обеспечивающие сохранение витаминов. Попытайтесь сопроводить своё сообщение схемами или опорным логическим конспектом.

2. Предложите витаминизированные блюда для школьной столовой. Оформите меню.

При подготовке к защите используйте пособие “Биология человека в таблицах и схемах” (страница 154) и предложенные вам статьи.

Медицинское бюро

Задания:

1. Выясните, что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

2. Назовите болезни, связанные с недостатком или отсутствием витаминов в организме.

3. Отразите результаты своих исследований в виде схемы.

Подготовьте к защите проекта сообщение по данным вопросам. При подготовке к защите используйте выданные вам материалы, статьи параграфа 37 и Детскую энциклопедию (страницы 39–42).

4. Защита проекта с поэтапной рефлексией

В начале этого этапа учитель раздаёт рабочие листы с таблицей и рекомендует её заполнять по ходу выступлений учащихся.

Таблица "Витамины"

Витамин Функции Гипо- и авитаминозы Источники витамина для организма
   

 

 

Защита проекта проходит в виде презентации опыта, схем, таблиц, меню, продуктов с выставки. На доске к концу защиты вывешены все наработки по проекту. (Приложение 2)

Каждая группа в конце своей защиты анализирует свою работу, отвечает на вопросы:

  1. Какой опыт приобрели в ходе работы над проектом?
  2. С какими трудностями столкнулись?
  3. Что особенно понравилось?
  4. Что хотели бы изменить при будущей работе над проектом?

По ходу защиты медицинского бюро, учитель открывает слайд 5.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок

Учитель: Ребята, вы молодцы, хорошо справились с заданием. Видно, что вы усвоили материал о витаминах. Наверное, у вас появились и новые ассоциации со словом “витамины”. Попробуйте дополнить тот список, который был у нас вначале урока. (Дети называют свои новые ассоциации) Посмотрите, насколько расширился круг ваших познаний о витаминах.

Мне кажется, вы сегодня заслуживаете высоких оценок. Заполните, пожалуйста, оценочные листы и передайте мне их через 30 секунд. (Учитель выставляет оценки с учетом самооценки и оценки группы).

И в заключении хочется попросить поднять руку тех, кто считает, что приобрел сегодня опыт и знания, которые пригодятся ему в жизни. (Дети поднимают руки) Я рада, что сегодня вы сделали еще один шаг по пути своего развития. Думаю, что все вы убедились в том, что витамины - действительно чудесные вещества, которые оказывают большое влияние на здоровье человека. А здоровье – это самая большая ценность, которая имеется у человека и одна из составляющих счастья. Еще известный немецкий философ Шопенгауэр говорил, что “Здоровый нищий счастливее больного короля”. И если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов и ягод.

Будьте здоровы и счастливы! Спасибо вам за работу на уроке. С учетом того, что сейчас у нас в разгаре весна, а в это время года у большинства людей наблюдается авитаминоз, у меня для всех присутствующих маленькое витаминное угощение. (Учитель угощает всех яблоками)

7. Домашнее задание

Ваше домашнее задание – параграф 37, по желанию можете выполнить творческую работу – составить кроссворд или создать компьютерную презентацию по данной теме. Урок окончен. Всего вам доброго.