О классном и внеклассном чтении. Читательская конференция по повести В. Железникова "Чучело". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Б.Стругацкий писал, что в современном мире “равнодушие к чтению приобретает… размеры угрожающие. Брэдбери предсказал эру уничтожения книг, мы поступили проще: перестали читать”.[1] В статье “Не потерять школьника как читателя”, опубликованной в журнале “Литература в школе”, Романичева Е.С. приводит результаты анализа данных о чтении школьников и делает вывод, что на этапе перехода из начальной школы в среднюю происходит потеря школьника как читателя: “Учащиеся перестают читать для удовольствия: львиную долю их времени занимает образовательное чтение. На досуговое чтение серьезной литературы, которое во многом определяет не только духовное развитие, но и социализацию личности, времени просто не остается”.[2]

Безусловно, при освоении программы по литературе школьникам приходится много читать русской и зарубежной классики. Чтобы произведение стало частью читательского опыта подростка, нужно приложить максимум усилий и учителю, и ученику. И здесь в ход идут все методы и приёмы: и демонстрация иллюстраций из старых альбомов, и показ презентаций, и использование фонохрестоматий и интерактивных досок, и словесное рисование, и элементы инсценировки … Но количество уроков литературы в 5–8 классах так сокращено, что “неторопливое, вдумчивое” чтение уходит из практики преподавания литературы. Сколько времени на уроке займёт комментарий к первой главе “Дубровского” в 6 классе или истолкование строки “Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам” в 7-ом? Подробного комментария требуют многие классические произведения, и не только 18-19 веков; повести и рассказы писателей 20 века для учащихся тоже “преданья старины глубокой”, потому что реалии советского детства оказываются непонятными юному читателю. Кроме того, учащимся трудно вжиться в художественный мир произведения и понять авторскую идею, если в учебнике представлены только отрывки. Не лучше ли прочитать в 8 классе повесть-феерию А.Грина “Алые паруса”, чем одну главу со множеством пояснений в 5-ом, как это предлагается в учебнике под редакцией В.Я.Коровиной? Свойственное возрасту пятнадцатилетних подростков романтическое восприятие мира, устремленность в будущее, вера в собственные силы как будто находят художественное воплощение в произведении писателя-романтика. Оставляют чувство недоговоренности и отдельные главы из сказки “Маленький принц” в учебнике-хрестоматии В.П.Полухиной, В.Я.Коровиной и других для 6 класса. А вот чтение всего произведения как итогового в 7 классе оказывается более плодотворным. Таким образом, круг обязательного чтения должен быть тщательно выверен создателями авторских программ и курсов и не перегружен, чтобы оставалось время и на уроки внеклассного чтения.

Как организовать и провести эти уроки, чтобы драгоценные часы литературы не пропали даром? Какие книги выбрать для коллективного обсуждения? Что будет интересно нынешним школьникам? Рекомендательные списки литературы “Что читать летом”, помещенные на последних страницах учебников, мало чем отличаются от списков двадцатилетней давности. А современные дети воспринимают литературу по-другому – “клипово”, то есть мозаично, кусками, “нарезками”. Такой тип сознания является реакцией человеческой психики на информационные перегрузки. Нынешние школьники, обладатели клипового мышления, не всегда способны анализировать учебный материал, поскольку образы не задерживаются в их головах надолго, они стремительно забывают то, чему их учили совсем недавно, и с трудом осиливают литературные произведения прошлого. Неужели из сказанного следует горький вывод, что наши дети не читают? Читают, и читают с удовольствием то, что им нравится: книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере, Ф.Пулмана “Золотой компас”, “Янтарный телескоп”, С.Коллинз “Голодные игры”, цикл “Наследие” К.Паолини, С.Майер “Сумерки”, “Затмение”…… Может быть, следует и списки для внеклассного чтения составлять, учитывая не только назидательность методистов, учителей и родителей, но и предпочтения современных школьников, и отбирать вместе с ними самое лучшее, самое достойное. И пусть в этих списках будут книги не только об удивительных, захватывающих приключениях, но и об удивительных человеческих характерах и судьбах. М.Аграновская в одной из своих статей приводит слова И.Бродского из нобелевской речи, которые, по её мнению, должны лечь в основу принципа отбора книг для внеклассного чтения: “Я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего… Вместо имени “Диккенс” можно подставлять имена других писателей, проверяя глубину их облагораживающего воздействия на души”. [ 3] И тогда по “формуле Бродского” нужно читать и “Вельда” Рея Брэдбери, и “Властелина колец” Джона Толкиена, и “Маленького принца” Антуана де Сент-Экзюпери, и “Алые паруса” Александра Грина…

Чтобы составить список книг для летнего чтения, необходимо узнать предпочтения учащихся, прислушаться к их советам, самим учителям познакомиться с названными произведениями. За несколько недель до окончания занятий в кабинетах русского языка и литературы можно вывесить большие листы ватмана с броскими заголовками: “Советую прочитать”, “Не пропусти интересную книгу!” Здесь же для удобства лежат фломастеры, маркеры, клеящие карандаши. Любой желающий (а таких оказывается много) может написать, какую книгу он советует прочитать и дать ей краткую аннотацию, иногда к листам приклеиваются сделанные дома ярко оформленные рекламные листовки с иллюстрациями из полюбившихся произведений. Учащиеся знают, как создать рекламу книги и аннотацию – этим видам письменных работ их обучали на уроках развития речи, и в данной ситуации ребята используют полученные знания и умения. Кроме того, в каждом классе проводится блиц-опрос: в течение 3 – 5 минут учащиеся отвечают на вопрос, какую книгу они посоветовали бы прочитать своим одноклассникам и почему. Анализ ответов позволяет выявить читательские предпочтения той или иной возрастной группы. В результате этой работы и создаются списки книг для летнего чтения, в которых учитываются и методические рекомендации, и читательский опыт самого учителя, и интересы учащихся. В предложенном перечне после коллективного обсуждения определяются те произведения, которым будут посвящены уроки внеклассного чтения. Такие уроки проводятся раз в четверть в каждом классе обычно в форме читательской конференции. Само слово “конференция” придает значимости занятию и настраивает ребят на серьёзную подготовку. Работа оказывается плодотворнее, если в неё включаются родители, которые получают подробную информацию обо всех читательских конференциях: в некоторых классах они сообща покупают необходимые книги. Кроме того, за две недели каждому ученику предоставляются рабочие материалы для подготовки. [ Приложение 1] . Это сделать необходимо, для того чтобы работа на уроке шла в заданном направлении и в достаточно быстром темпе. В соответствии с этими материалами учащиеся перечитывают ключевые эпизоды, находят необходимые цитаты, собирают и систематизируют материал о том или ином герое, отвечают на вопросы, помогающие понять авторскую позицию и т.п. В результате такой подготовки ответы действительно становятся небольшими выступлениями, в ходе которых у ребят появляется возможность высказать свою точку зрения, подкрепить её доказательствами из текста: необходимыми цитатами, пересказом эпизодов. Интерактивная доска позволяет значительно расширить пространство урока: на ней демонстрируются иллюстрации к произведению, кинофрагменты, слайды с необходимыми цитатами, схемами, таблицами, выводами.

Традиционно в 6-ых классах в третьей четверти проводятся конференция по книге В.Железникова “Чучело”. Вызывает огромный интерес учащихся и замечательный фильм, снятый Р.Быковым, который одни смотрят до занятия, другие – после.

Начинается конференция со вступительного слова учителя, в котором говорится о том, что эта повесть была создана в 1981 году, но до сих пор тревожит сердца юных читателей и остается в памяти надолго. Почему? Потому что герои – ровесники читателей, потому что, как и в жизни, между ребятами складываются непростые отношения, потому что, как и во все времена, идет борьба между добром и злом, а “полем битвы” становятся сердца и души мальчишек и девчонок.

Интригой урока можно назвать обращение к замечательным иллюстрациям художника В.Гальдяева, сгруппированным по темам: “Ленка и её дедушка Николай Николаевич”, “Ленка и Димка”, “Ленка и её одноклассники”. Учащимся предлагается вспомнить проиллюстрированные эпизоды повести и коротко пересказать их. Затем ребята пытаются понять логику расположения иллюстраций. Ленка и Николай Николаевич – самые родные и близкие люди; Николай Николаевич не понят жителями городка, Ленка отвергнута своими одноклассниками. Но они члены одной семьи – семьи Бессольцевых, поэтому у них много общего: умение противостоять злу и жестокости, стремление поддержать друг друга в трудной жизненной ситуации, уважение к памяти семьи, к памяти рода Бессольцевых, искренность и правдивость, душевная щедрость и доброта. Ленка и Димка. Димка – тот, кто поддержал Ленку, когда она пришла в новый класс, и кто предал её, побоявшись сказать правду. Ленка и одноклассники. На одних иллюстрациях они обычные: весёлые, озорные; на других – жестокие, напористые, лицемерные, но всегда художник их изображает вместе и “против Ленки”. Чувствуется, что не понимают они Ленку и не принимают. У них другие жизненные принципы, чем у Бессольцевых. Следовательно, иллюстрации помогут нам зримо представить героев повести и лучше понять их характеры, мотивы поступков, жизненные убеждения.

Ребятам предлагается перечитать главу 1 и ответить на вопрос, какие чувства вызывают первые страницы повести. Безусловно, ожидание тревожных событий, желание разобраться в ситуации, которая заставила Ленку Бессольцеву бежать из города, куда так мечтал вернуться её дедушка. Каким вопросом заканчивается глава? Кто это – ОНИ? Какие ОНИ? Учащиеся выступают с рассказами об одноклассниках Ленки Бессольцевой, которые самостоятельно подготовили дома, пользуясь рабочими материалами.

Валька - жестокий, “завидущий”, бесцеремонный, обижающий слабых и тех, кто младше его, трус, живодёр. Он прячется за спину своего брата Петьки. Бьёт Димку Сомова тогда, когда того держат за руки и он не может дать сдачи. Для Вальки нет ничего святого – он не понимает чувств Рыжего, который надеялся на встречу с отцом, и смеётся над ним.

Лохматый живёт в лесничестве, он сильный, поэтому ценит в человеке только силу; иного способа решения вопросов и проблем, как только при помощи кулаков, он не знает: “…я кого хочешь в бараний рог согну”. Лохматый разбивает Васильеву очки и бьёт его, потому что тот отказывается идти на день рождения к Димке Сомову. Вместе с Рыжим и Валькой он зло шутит над Ленкой, когда она впервые пришла в класс, и, не задумываясь, бьёт девочку, когда та берёт на себя Димкину вину.

Рыжий, как и Лохматый, твердо убежден, что в человеке главное – сила. Это он приводит в класс Лену и начинает зло смеяться над девочкой, не понимая, как трудно и сложно человеку оказаться в новом коллективе. Именно Рыжий дал прозвище Лене – Чучело. Он так зол на Ленку, что называет её “змеёй”, и первый предлагает её “сжечь на костре”. Можно ли объяснить злобу и ненависть Рыжего? Да, он не сможет встретиться с отцом, потому что классная руководительница отменила поездку в Москву. Объяснить можно, оправдать или извинить – никогда.

Шмакова – завистливая, ревнивая, высокомерная, хитрая, лицемерная. Она всегда стремится быть в центре внимания. Шмакова не рассказывает ребятам правду о Димке, так как хочет отомстить ему за то, что он перестал оказывать ей знаки внимания, сел с новенькой и общался с ней, хотя весь класс дал Ленке прозвище “Чучело”. Она преследует подлую цель: рассказать о предательстве Сомова в нужный момент, тем самым наказав “зазнайку Димку”.

Попов – “раб Шмаковой”. Он несамостоятелен, у него нет собственного мнения, он всюду ходит за Шмаковой, стараясь исполнить любое её желание, в то время как сама Шмакова откровенно пренебрегает им.

Железная Кнопка (Миронова). Можно ли её назвать самым страшным человеком из всех шестиклассников? Почему её прозвали Железной Кнопкой? Категоричная, резкая, решительная, требовательная ко всем, не признающая никаких авторитетов. На чём держится её смелость и решительность? На твёрдой убежденности в своей правоте. Всегда ли она права? Шмакова является инициатором бойкота предателю. Её цель – найти того, кто рассказал правду Маргарите. Она безжалостна: предателю – бойкот! Железная Кнопка не берёт во внимание ничью “правду”, кроме своей – правды непрощения и жестокости.

Итогом этой части работы является вопрос, почему у большинства одноклассников Ленки Бессольцевой только прозвища, а не имена и фамилии? Наверное, потому что не достойны они имен и фамилий, потому что у них отсутствует доброе, человеческое начало. Учащиеся размышляют о том, что по фамилии назван Попов, неспособный на самостоятельные поступки, и Васильев, который старается быть независимым, противостоять всем. Он заступается за Ленку, отбивает её у разъяренных одноклассников. Но у него не хватает ни нравственных, ни физических сил бороться за правду и справедливость.

Очень интересен учащимся Димка Сомов. Какой он? Пользуясь составленной дома таблицей, шестиклассники называют поступки героя, которые нельзя ему простить (побоялся сказать правду одноклассникам; предал Ленку, которая верила в него, и стал участвовать со всеми в её травле), и те, которые вызывают одобрение читателей (противостоит Вальке-живодёру и его старшему брату Петьке; предлагает деньги на поездку в Москву заработать самим; отдает сапоги и носки промочившей ноги Ленке; строго судит себя за трусость и подлость: “Я жалкий, последний трус!.. я подлец… я боюсь, боюсь!”).

На вопрос, каких качеств нет у Димки Сомова, которые помогли бы ему противостоять злу и жестокости одноклассников, учащиеся называют смелость, решительность, убежденность в своей правоте. Интересно замечание шестиклассников о том, что Димка сильный, он может дать отпор, но не хватает ему силы духа.

А вот у Ленки Бессольцевой всё это есть. Правда, смелой и решительной она становится не сразу. Учащиеся вновь вспоминают наполненные тревогой первые страницы повести, когда беззащитную девочку “гонят” по улицам старинного русского городка её сверстники. “За что?!” Чтобы ответить на этот вопрос, автор “даёт слово” самой Ленке, которая рассказывает своему дедушке, Николаю Николаевичу Бессольцеву, обо всём, что случилось с ней в новой школе. Из 5 главы вычитывается отрывок о первом появлении Ленки в классе, обращается внимание учащихся на слова, передающие состояние девочки и её отношение к новым одноклассникам: “не обиделась”, “улыбнулась”, “я подумала, что они веселые и любят пошутить”, “обрадовалась”, “хохотала”… Учащиеся делают вывод, что в этом эпизоде мы видим Ленку открытой (“открытая душа”), искренней, верящей ребятам, доверяющей им, доброй… Как горько читать авторские замечания о Ленке, которая как будто только сейчас поняла, что же произошло в классе на самом деле: “…они надо мною смеялись”, “Я и тогда им ответила, что ты добрый”, “Мне надо было тогда тебя защитить… дедушка!”, “Они надо мной смеялись?... Подумать только, а я не догадалась”…

Ленка постепенно узнает своих одноклассников. К какому выводу она приходит после случая на фабрике, где они все вместе зарабатывали деньги на поездку в Москву? “… я впервые поняла, что люди не все одинаковые… Я вдруг увидела, что то, что для меня хорошо, для Шмаковой, например, смешно, а для Мироновой просто глупо”. После злой шутки, когда, надев маски зверей из папье-маше, одноклассники окружили Ленку плотным кольцом и “прыгали, рычали, наскакивали на нее и рвали из рук копилку”, она делает горький вывод: “… меня окружали не люди, а настоящие звери”.

Учащиеся вычитывают отрывки, в которых описывается, как “гонят” Ленку по улицам городка её сверстники: “… они гнали меня по городу. На виду у всех. Бежать мне было трудно… они меня гнали: “Чучело!” … прохожие смотрели на меня: каждому охота поглазеть на чучело. Тогда я переходила на шаг, ну чтобы получилось, что вроде бы не я убегала и вроде бы не мне кричали. Один раз они меня нагнали, и Валька схватил меня за руку. Но я вырвалась … А вся эта стая – за мной!” Так рассказывает Ленка дедушке. Но после всего пережитого она поняла, что “надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя”.

За что “гонят” по улицам городка Ленку? Чего не могут ей простить одноклассники? Думают, что она предательница, что это она, а не Димка Сомов, рассказала Маргарите о том, что весь класс убежал с урока и поэтому их не взяли на экскурсию в Москву. Почему же Ленка берёт вину Димки на себя? Потому что ей жаль Димку, потому что она хочет ему помочь (она всегда готова помогать другим), потому что верит, что он наберется смелости и расскажет правду ребятам, потому что Ленка человечная, добрая, великодушная.

Учащимся предлагается текстом подтвердить мысль о том, что Ленка старается видеть в людях только хорошее. До последнего она надеялась, что Димка не струсит и скажет правду ребятам и классной руководительнице. Вычитывается эпизод из главы 10, в котором рассказывается, как в окно дома Бессольцевых “всунулась громадная медвежья морда”. Ленка очень испугалась, потому что дедушки не было дома. Оказалось, что пугал Ленку в медвежьей морде Димка. Девочка не может этому поверить: “Они его заставили…”. Она испытывает настоящее потрясение, когда понимает, что Димка с ребятами заодно, что его никто не принуждал.

На следующем этапе урока анализируется кульминационный эпизод - сжигание чучела. Если есть возможность, следует показать фрагмент из фильма Р.Быкова, который производит на шестиклассников большое впечатление. Ребята сопереживают Ленке и с негодованием отзываются обо всех остальных персонажах. Даже в этой страшной ситуации Ленка надеется, что Сомов или признается во всём, или не будет поджигать чучело. Но надежды её не оправдались. Как ведут себя все участники этого эпизода? Что он добавляет к характеристике героев? Можно ли этот эпизод назвать символическим? Зачитываются самые пронзительные строчки:

“Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь, смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжет, печет и кусает…

Я закричала, я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня.

Когда они меня выпустили, я бросилась к костру и стала расшвыривать его ногами, хватала горящие сучья руками – мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!”

Почему Ленке так не хотелось, чтобы сгорело чучело? Учащиеся высказывают разные предположения: может быть, “сожгли” прежнюю Ленку Бессольцеву: открытую миру, искреннюю, доверчивую, видящую в людях только хорошее, доверяющую им? Может быть, “сожгли” её веру в Димку, в его честность, смелость, благородство? Может быть, Димка “сжёг” в своей душе все добрые начала? Все эти предположения верны. Какими словами завершает свой рассказ Ленка о сжигании чучела? “… я пришла на костер одним человеком, а встала с земли … совсем другим…”. Каким? Пережив ненависть и злобу одноклассников, их издевательства, предательство Димки, Ленка стала сильная и решительная: “Я ничего не боюсь!”.

Вновь обретённое убеждение Ленка Бессольцева подтверждает своими поступками. Какими? Учащиеся размышляют, зачем Ленка подстриглась наголо и пришла на день рождения к Димке, что означают звучащие, как вызов, её слова: “Я – чучело! Вы красивые, чистые – а я – чучело!” А на самом деле что получается? Димка – предатель. Валька – живодёр. Валькины дружки прострелили руку отцу Лохматого, когда тот у них отбивал лося. Попов – раб Шмаковой. Шмакова – подлая, завистливая и хитрая. Железная Кнопка – жестока и беспощадна.

Что несут в мир эти люди? Жестокость, подлость, лицемерие, предательство, наивную веру только в силу человека, злобу… .

Противостоят им Ленка Бессольцева и её дедушка Николай Николаевич. Учащиеся рассказывают, как пытается понять Ленку дедушка, как корит себя за то, что не всегда был внимателен к родному человеку, как поддерживает её в трудной ситуации. Ради Ленки он оставляет дорогой ему дом. Что будет с домом и картинами, которые он так долго и бережно собирал? Об этом ребятам сообщает классная руководительница: “…Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены, подарил городу свой дом и коллекцию картин, которую собирали многие поколения Бессольцевых и которая принадлежит кисти их предка, художника, жившего в девятнадцатом веке!... теперь у нас тоже будет свой городской музей!” Что больше всего удивило одноклассников Ленки после того, как они узнали о поступке Николая Николаевича? “Даром? Все-все даром?” Они потрясены щедростью и бескорыстием человека, над которым смеялись и презрительно называли Заплаточником. Именно поэтому ребята встают в знак уважения и признательности.

Что изменилось в душах и сердцах одноклассников Ленки после всего произошедшего? Поняла свою ошибку Маргарита Ивановна, отказался от бойкота Рыжий: “Я всегда был как все. Все били – я бил. Потому я Рыжий и боялся выделиться. – Он почти кричал или почти плакал: голос у него все время срывался. – А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: “Рыжий!” - я все буду делать по-своему, как считаю нужным. – И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождено вздохнул”, Лохматый понял гнусность поступка Шмаковой и Попова, а главное – себя винит в том, что верил только в силу. Никто не поддержал предложение Мироновой объявить бойкот Димке Сомову, да и сама Железная Кнопка плачет от бессилия и обиды.

Какой приговор выносит себе и одноклассникам Рыжий? “Мы детки из клетки… Нас надо в зверинце показывать”. Понять это помогла им Ленка Бессольцева и её дедушка, подаривший школе портрет знаменитой прабабушки Ленки, на которую та очень похожа. Звучат заключительные пронзительные строчки повести: “И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил”. Написанные на доске слова: “Чучело, прости нас!” - это и запоздалое раскаяние, и признательность, и осознание того, что мир держится на доброте, милосердии, сострадании, честности, великодушии, щедрости, благородстве. Именно об этом замечательное произведение В.Железникова “Чучело”.

Хочется надеяться, что после такого урока повесть станет частью не только читательского, но и нравственного опыта шестиклассников.

Список литературы

1. “Интересное об электронных книгах”. Раздел “Мнение”.Б.Стругацкий. Computer Bild 2009, № 11.

2. Романичева Е.С. “Не потерять школьника как читателя”. “Литература в школе” 2012, № 4.

3. Аграновская М. “ПОТТЕРянное поколение”. “Партнёр” (Дортмунд) 2010,  № 6, 7, 8.

Приложение 1