Урок по окружающему миру на тему "Царство животных. Млекопитающие". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель и ожидаемый результат урока: подведение обучающихся к пониманию того, какие животные относятся к млекопитающим.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о многообразии животного мира;
  • сформировать знания об отличительных признаках млекопитающих животных;
  • продолжить работу по формированию умения выделять главный признак из совокупности признаков;
  • вызвать интерес к изучению животного мира.

Содержание и технология урока

I. Вводно- мотивационный этап. <Презентация. Слайд 1>

Учитель. Сейчас у нас урок окружающего мира. К нам пришли гости.. Посмотрите на них. А теперь начнем урок, постараемся показать гостям, как мы умеем дружно работать.

Мы сегодня отправляемся в необычное путешествие. Оно будет интересным, увлекательным.

- Как вы думаете, почему? (Путешествуя, можно всегда узнать что-то новое.)

- А зачем нам нужно узнавать новое? (Будем много знать, пригодится в жизни.)

- Чтобы понять, куда мы отправимся, отгадайте кроссворд. <Презентация. Слайд 2>

Загадки:

1. Лесной портной не шьет сорочек,
На иглах он несет грибочек. (Ёж)

2. А у этой сестрички, хвост пушистей рукавички.
Напроказит озорница - и спешит скорее скрыться.
А чтоб не было беды, заметет хвостом следы. (Лисица)

3. Ходит - бродит злой разбойник
Без дубинки и ножа.
Все в лесу его боятся,
Кроме дядюшки Ежа. (Волк)

4. Зверек живет в норе глубокой,
Он толстосум и толстощекий. (Хомяк)

5. Эти строители - речные жители,
Пилят древесину, строят плотину. (Бобры)

6. Великан в бору живет.
Он сладкоежка – любит мед.
Когда испортится погода,
Ложится спать – да на полгода. (Медведь)

Учитель.

- Итак, куда мы отправимся? (К животным.)

- Что о них хотели бы узнать? (Где живут? Чем питаются? Как передвигаются? Строение животных. Чем покрыты?) Карточки с вопросами на доске. <Приложение 1>

- Какие животные изображены? (Перечисляют животных.) <Презентация. Слайд 3>

- Чем отличаются? (Формой, окраской, ростом, …)

- А у меня вот какой вопрос. Можно ли этих животных объединить в одну группу?

- Что- то общее у них есть? (Да, нет).

- Можно ли их назвать другим словом? (Да, нет).

Это и будет цель нашего урока.

- Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно провести исследование. Давайте составим план работы. Нам помогут слова- помощники.

(На доске слова- помощники: научится узнавать, изучить, выделить, обобщить, применить.

Обучающиеся читают пункты плана.) <Приложение 2>

Физкультминутка.

Лучшие качели – гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается, да, да, да!
Тот не огорчается никогда.

II. Знакомство с млекопитающими.

Учитель.

- Если мы учились узнавать животных, мы их узнали? (Да)

(Cтавлю знак + напротив слов пункта плана).

- Теперь будем изучать.

- Чем покрыты животные? (Шерстью.) <Презентация. Слайд 4>

- Какие части тела есть? (Голова, 4 ноги, туловище, хвост, …)

- Чем кормят животные своих детенышей? (Молоком.)

- Откуда узнали? (Рассказывают.)

- Изучили строение животных? (Да.)

(Ставим знак + в плане)

- Подумайте и предположите, какой признак будет главный? (Высказывают свои предположения)

Обобщение.

Все животные дышат легкими. Но не все животные покрыты шерстью. <Презентация. Слайд 5>

- Тело какого животного не покрыто шерстью? (Дельфина.)

- Строение тела также разное. У кого нет ног? (У летучей мыши.)

- У кого есть рога? (У лося.)

Но все эти животные вскармливают своих детенышей молоком.

- Я вам дала информацию, вы ее дополнили. Итак, какой главный признак имеют все животные?

(Все животные кормят детенышей молоком.)

- Поэтому всех этих животных можно назвать млекопитающие.

(На доске - Тема: Царство животных. Млекопитающие)

- Учились выделять существенные признаки? (Да)

(Cтавим в плане знак +)

Итак, обобщим все, что узнали.

- Животных, которые кормят детенышей молоком, называют как? (Млекопитающие.)

- Какой главный отличительный признак? (Кормят молоком малышей.)

- Какие еще есть признаки млекопитающих? (Покрыты шерстью, имеют 4 ноги.)

- Обобщили то, что узнали? (Да)

(Ставим в плане знак +).

Физкульминутка (для глаз)

III. Применение полученных знаний.

- Открываем тетрадь, стр. 13, задание №2.

(Читают, поэтапно самостоятельно выполняют задание. Проверка задания.)

- Кто легко выполнил задание?

- Кому было трудно? (Ответы детей.)

- Я знаю еще один секрет. У этих животных есть еще общее название. Чтобы его узнать, нужно обратить внимание на некоторых животных. <Презентация. Слайд 6>

- С какой буквы начинается название животного под №1? (№2, №3, №4, №5).

- Как еще можно называть млекопитающих? (Звери.)

- Сейчас нам предстоит работа с карточками в парах.

(выдаются карточки с заданиями.) <Приложение 3>

- Напоминаю правила работы: слушать друг друга, находить общее решение, работать дружно.

Кто будет готов, поднимите руки.

(Дети читают задание, самостоятельно выполняют работу.)

Проверка задания.

(Дети называют млекопитающее, объясняют свой выбор.)

- Какое животное является зверем?

- Почему так решили? (Дети называют млекопитающее, объясняют свой выбор)

- А теперь дети нам расскажут о зверях, которые живут в наших лесах. А вы внимательно послушайте и отгадайте.

(Рассказы детей о белке, рыси.) <Презентация. Слайд 7, 8>

IV. Контрольно- оценочный этап. <Презентация. Слайд 9>

- Мы выполнили несколько заданий. Для того, чтобы их выполнить, мы применяли полученные знания.

- Вспомним, какую цель ставили в начале урока: можно ли животных, которых мы видели на слайдах, назвать одним словом? (Да)

- Как их можно назвать? (Млекопитающие, звери.)

- Какой главный отличительный признак млекопитающих? (Млекопитающие кормят своих детенышей молоком.)

- Достигнута цель урока? (Да)

- Все пункты плана выполнены? (Да)

- Что мы узнали о млекопитающих? (Ответы детей)

- Остались вопросы, на которые мы обязательно найдем ответ на следующем уроке.

- Как прошел для вас урок? (Ответы детей - прием “Закончи предложение).

- Оцените себя, как вы поработали. (Ответы - сигналы- карточки).

- Почему так считаете?

- Спасибо за работу. Урок окончен. <Презентация. Слайд 10>