Урок окружающего мира по теме "Первый шаг из моря на сушу". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • ознакомить с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных;
  • уметь перечислять особенности рыб и земноводных.

Оборудование: иллюстрации рыб и земноводных, плакат “Первый шаг из моря на сушу” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса”, презентация.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Работа с тестом. (Презентация. Слайд 1)

Выберите правильный ответ.

1. Органы дыхания у насекомых и пауков это:

а) лёгкие,

б) жабры,

в) трахеи.

2. Наиболее разнообразны среди членистоногих:

а) пауки,

б) насекомые,

в) ракообразные.

3. На большое разнообразие насекомых влияет:

а) способ питания,

б) среда обитания,

в) размеры тела.

4. Пауки приспособились есть твёрдую пищу таким образом:

а) впрыскивают пищеварительный сок в добычу,

б) откусывают небольшими кусочками,

в) проглатывают целиком.

5. Преимуществом наружного скелета является: (Слайд 2)

а) прочность и лёгкость,

б) твёрдость и блеск,

в) пластичность и гибкость.

Самопроверка.

III. Постановка проблемы.

Итак, мы выяснили, что, не смотря на преимущества наружного скелета, он имеет и существенные недостатки — невозможность быстро двигаться и вырасти большим.

- Как же быть? (Нужен внутренний скелет)

- Давайте узнаем о чём говорят Миша и Лена. (Слайд 3)

- Что не знала Лена?

Давайте рассмотрим скелет рыбы. Назовите его части. (Слайд 4)

Прочитайте на с.96 учебника информацию о нём. (Работа в парах)

Каких животных называют позвоночными? Расскажите о преимуществах внутреннего скелета. Есть ли недостатки? (Внутренний скелет состоит из подвижно прикреплённых костей. Таким образом, движения тела животного очень разнообразны. Скелет растёт вместе с животным и не требуется его замена. Недостатки — нет защиты тела снаружи.)

- Разделите этих животных на группы — карась, лягушка, щука, тритон. Работа в парах. (Слайд 5)

- Какая возникла проблема? (Разные мнения о том, к какой группе относится тритон).

Миша рассказывает, что это тритон. Он относится к земноводным, которые живут не только в воде, но и на суше. (Слайд 6)

Какой вопрос возникает? (Какие приспособления позволили земноводным освоить сушу?) Какая тема урока? (Земноводные живут на границе суши и воды) (Слайд 7)

IV. Совместное открытие знаний. Работа по учебнику, в группах.

Давайте проведём исследование и разделимся на группы.

Задание для группы №1: рыбы - с.96-97,

задание для группы №2: земноводные — с.98-99.

Составляется примерный план работы:

  1. Где живут животные?
  2. Как они выглядят?
  3. Чем покрыто их тело?
  4. Как передвигаются?
  5. Какие органы чувств у них есть?
  6. Как размножаются?
  7. Разнообразие рыб.

Дети отчитываются по заданиям.

Рыбы: живут в воде, имеют сильные мышцы, прикреплённые к скелету, быстро двигаются за счёт изгибов тел и хвостового плавника, тело покрыто чешуёй, дышат жабрами, есть боковая линия — ряд чувствительных клеток, помогающих ориентироваться в мутной воде. (Слайды 8, 9, 10, 11)

Земноводные: живут на суше и в воде, тело покрыто тонкой кожей, всегда защищённой от высыхания слизью, могут прыгать, опираясь на ноги, дышат лёгкими и через кожу, размножаются с помощью икры, из икринок появляются сначала головастики, а из них развиваются лягушата. (Слайды 12, 13, 14)

- Придумайте свои вопросы для каждой команды.

- Назовите признаки, которые помогают рыбам жить в воде, а земноводным на суше.

Заслушиваем сообщения учащихся о разнообразии рыб и земноводных.

V. Самостоятельное применения знаний.

Работа в тетради с.47.

VI. Домашнее задание

Чтение текста темы 22, подготовить сообщение о пресмыкающемся (по желанию).

VII. Итог урока

- Как вы думаете, почему рыбы и земноводные так хорошо заселили воду и сушу?

1. Тексты, задания из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир “Обитатели Земли” А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.

2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова.

3. Авторские задания.