Тренинг для родителей "Как выстраивать общение с детьми"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Общение – залог полноценного умственного
и физического развития ребенка.

Цель тренинга: обучение родителей современным навыкам взаимодействия с детьми, позволяющим повысить самооценку ребенка и создать в семье атмосферу уважения и любви.

Приветствие. Подготовка к восприятию материала

Воспитатель. Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня мы свами собрались,чтобы поговорить о нас родителях и о наших взаимоотношениях с детьми

Тренинг “ЗНАКОМСТВО”. Приложение

Воспитатель. Так как мы все мамы, а когда-то мы были детьми. Поэтому ребенок в нас живет всегда, а взрослыми мы становимся постепенно. Сегодня мы попробуем вернуться к нашему состоянию ребенка и немножко поиграем. А сейчас давайте познакомимся поближе, потому что зрительно мы друг друга знаем, но не знаем, может быть по имени, поэтому напишите на бейдже свое имя, т.е. как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли. Также подумайте, как вы можете представить себя одним словом, причем оно должно начинаться с первой буквы вашего имени /например: Ваня – внимательный, Сергей – серьезный и т.д.

В течение всей беседы мы обращаемся друг к другу по имени, указанном на ваших бэйджах и стараемся говорить о своих чувствах или каких-то мыслях, которые приходят к вам сейчас, которые могут возникнуть или которые были когда-то.

Заполнение анкеты

Воспитатель.

А сейчас, чтобы поближе познакомиться с вашими детьми, заполните пожалуйста небольшую анкету.

Вы хотите узнать, что ваши дети ответили на те вопросы, которые были предложены вам?

Тогда я предлагаю вам подойти к волшебному дереву, найти яблоко с именем вашего ребенка и сравнить ответы.

Поделитесь пожалуйста, что каждый из вас почувствовал после прочтения ответов вашего ребенка.

Мы, взрослые, порой забываем, что наш ребенок – это не наша копия, у них тоже есть чувства, увлечения, которые мы порой не принимаем во внимание.

Упражнение “Мои качества и качества моего ребенка”

Психолог.

А сейчас небольшое я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Вам нужно будет написать свое одно положительное качество, то, что вы в себе любите, цените и это достижение. Далее во втором столбце напишите то качество, которое вы не любите, не цените и хотели бы от него избавиться. В третей колонке попробуйте указать достоинства вашего отрицательного качества /что мы от него имеем, потому что ничего в жизни не бывает просто так.

И вторым пунктом будут:

- Хорошее качество вашего ребенка, самое ценное качество, которое вы на сегодняшний момент цените в своем ребенке.

- Плохое качество, которое вам не нравиться, с которым вы миритесь или не миритесь, вы хотите чтобы ребенок от него избавился.

- напишите “+” этого отрицательного качества ребенка.

Давайте теперь попробуем работать следующим образом:

- сейчас мы берем вот это качество, которое мы не ценим в ребенке, от которого хотим избавится и выносим его на аудиторию;

- называя это качество, мы просим своего соседа назвать положительные свойства этого качества;

- вы недовольны чем-то, каким-то качеством вашего ребенка, попробуйте назвать его вашей соседке /например, мой ребенок имеет плохое качество…, мой ребенок не должен быть таким…/;

- если кто-то хочет добавить что-то свое, пожалуйста, можно дополнять.

Итог. В каждом отрицательном качестве положительные стороны. Есть такие качества в человеке, которые мы называем вредными привычками. Эти привычки дети копируют с родителей (не любит читать, не любит слушать, когда ему читают, разбрасывает вещи, грубят взрослым, дерутся, обзываются и т.д.). И нам, родителям, нужно в первую очередь, пересмотреть свои привычки и свое отношение к ребенку и быть образцом всего хорошего для своего ребенка.

Упражнение “Лучики”

Воспитатель.

Я раздаю вам лучики. На них напишите одно качество, которое вы бы хотели видеть в своем ребенке.

Посмотрите на наше “Солнышко”. Солнышко – это наш ребенок. А чего не хватает нашему солнышку?

Давайте прикрепим к солнышку лучики и посмотрим каким стал наш ребенок. Рисунок 1

Мы хотим, чтобы наш ребенок был … (перечисляет качества с солнышка). Что нам нужно сделать для этого?

Дискуссия “Успешность семейного воспитания”

Психолог.

Чтобы правильно выстраивать общение с собственным ребенком я предлагаю вам ознакомиться с важными условиями успешности семейного воспитания

  1. Единство требований всех членов семьи
  2. Наличие разумного авторитета родителей
  3. Разумность родительской любви
  4. Традиции в семье
  5. Правильное использование наказания и поощрения
  6. Наличие благоприятного психологического климата в семье

Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик (из фильма “Похоронить за плинтусом”), после просмотра которого, мы с вами обсудим условия воспитания ребенка в семье.

Обсуждение.

1. Какие условия успешности семейного воспитания были нарушены?

2. Каким человеком станет этот ребенок?

3. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обсуждение ситуаций

Психолог.

Воспитательный потенциал семьи безграничен. Здесь обозначены наиболее важные черты и условия семейного воспитания, чтобы оно не стало свободным.

Воспитание должно быть проникнуто заботой о будущем ребенка и счастливой старости родителей. Прав Макаренко: “Иногда нам бывает больно, обидно, нас не понимают, нет контакта с детьми”.

Что же нам, взрослым, в этом случае делать?

Я приведу 2 примера.

Пример 1. Вы возвращаетесь с работы уставшая. Ваш сын подбегает к вас – рубашка грязная, вылезла из штанишек, пуговица оторвана. Вы огорчены и расстроены . А сын подбежал к вам довольный, что встретил вас.

Пример 2. Ребенок – подросток включил громко музыку. Вы устали. Она естественно вам мешает.

Возникает вопрос: Как же быть родителям в этих ситуациях

Я-сообщение. Ты-сообщение

Нужно попробовать выплеснуть свои отрицательные эмоции, не обидев ребенка. Это можно сделать, если правильно построить свое замечание по этому поводу.

Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, чтобы ребенок знал, что вы недовольны его поведением. Иначе вы будете сердиться, в вас все это будет копиться, а дети – это такие тонкие психологи, они замечают, что у вас глаза недобрые, что вы даже голову повернули не так.

Что нам советуют ?

Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, нужно говорить от первого лица и сообщить о себе, о своем поведении, а не о нем и о его поведении.

Когда я обращаюсь к ребенку и в моей речи звучат местоимения Я, МНЕ – это Я-СООБЩЕНИЕ. Если мы употребляем ТЫ, ТЕБЕ, это ТЫ-СООБЩЕНИЕ

Давайте вернемся к примерам /родителям предложить высказать свои предложения по этим примерам/ :

Как не нужно говорить: Опять ты грязный! Что у тебя за вид? И что ты так громко включил музыку?

Как нужно сказать: Я не люблю, когда дети ходят неопрятные, мне стыдно за тебя. Меня очень утомляет громкая музыка.

На первый взгляд, казалось бы, разницы нет, но разница большая. Когда мы говорим, используя

Я-СООБЩЕНИЕ, мы ребенка не обижаем, не оскорбляем его чувства. А если мы используем ТЫ-СООБЩЕНИЕ, то у ребенка идет защитная реакция, он может нам просто нагрубить.

Очень просто построить наше сообщение, не обидев ребенка, когда делаешь ему замечание.

Есть преимущества Я-СООБЩЕНИЯ:

  1. Оно позволяет выразить свои негативные чувства, в необидной для ребенка форме.
  2. Оно дает возможность детям ближе узнать нас – своих родителей. Дети, уже будучи подростками, очень удивляются, что мама с папой могут переживать, расстраиваться, потому что мы очень редко говорим о своих чувствах. Когда мы открыты, искренны в выражении своих чувств, то дети становятся такими же в общении с нами. Они доверяют нам.
  3. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за своими детьми возможность самим принимать решения. Вы сам не заметите, как дети будут учитывать ваши желания, настроение.

Упражнение “Свеча”

Воспитатель.

У меня в руках горящая свеча. Она символизирует семейный очаг. Я попрошу вас взять по маленькой свечке и встать в круг. Рисунок 2.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.опирайтесь на сильные стороны своего ребенка

Рефлексия

Воспитатель.

Чтобы вы хотели пожелать родителям, чтобы их ребенок гармонично развивался в семье и комфортно чувствовал себя в окружающем его мире

На этом большем сердце расположенные сердечки, которые вырезали и наклеивали ваши дети. Давайте по краям большого сердца поставим наши свечки и будем всегда помнить, что наши дети нуждаются в нашей заботе, тепле и любви.

На этом наша встреча подошла к концу. Мы очень рады, что вы нашли время и пришли к нам. Мы уверены, то, о чем мы говорили сегодня, поможет нам и вам в общении детьми.