Заключительный урок-викторина по литературе за курс 5-го класса

Разделы: Литература


Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений.

Дидактическая цель: Создать условия для повторения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели:

Образовательная:

  1. Создать условия для формирования знаний, умений, навыков с использованием ИКТ.
  2. Формировать представление о литературе как об одном из видов искусств.
  3. Актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5 класса.

Развивающая:

  1. Формировать умения работать с текстом, иллюстрацией, рисунком
  2. Развивать творческую деятельность, память, речь, мышление.

Воспитательная:

  1. Способствовать воспитанию речевой культуры.
  2. Стимулировать интерес к чтению, творческой активности.
  3. Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга.
  4. Способствовать формированию позитивного отношения к творческим работам одноклассников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), учебники литературы под ред. В.Я. Коровиной.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие учащихся, создание атмосферы комфорта.

II. Мотивация, целеполагание: сообщение целей урока, его роли в учебном процессе.

Вот и подошли к концу уроки литературы в 5 классе. Этот предмет был новым для вас в нынешнем учебном году. Многое было нами изучено, прочитано. Мы окунулись с вами в мир художественной литературы различных эпох, стран, авторов, жанров. Безусловно, были произведения, которые вы читали с удовольствием, интересом, они стали близки вам, потому, я надеюсь, надолго сохранятся в вашей памяти. Сегодня мы проверим, насколько вы были внимательны на наших уроках, повторим всё, что изучили.

III. Актуализация (воспроизведение и коррекция опорных знаний):

– Что такое литература? (Учебный предмет, а художественная литературы – это и искусство слова.)
– Что такое искусство? (Одно из определений, данных в словаре С.И. Ожегова: “ Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах” Искусство – это утончённая способность к чему-либо, мастерство.)
– Какие виды искусств вы ещё знаете?
– Почему художественную литературу относят к одному из видов искусства? (Художественная литература влияет на ум и чувства многих людей. Она может вызывать радость, восторг, волнение, грусть. Литература воспитывает в людях любовь к родине, к природе, к животным, к другим людям. Она дарит добро и счастье.)

IV. Обобщение и систематизация основных понятий, явлений, фактов, событий; выполнение практических заданий викторины с опорой на презентацию.

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания, полученные в течение всего учебного года.

Работа будет проходить с использованием презентации, за активное участие, правильные ответы вы получаете баллы. Итак, викторина начитается.

Раздел I. УНТ

Рисунки к какому жанру УНТ представлены здесь? (Слайд 2) Презентация

Ответ: сказки. (Слайд 3)

Опираясь на данные рисунки, определите, какие виды сказов существуют? (Слайд 4)


Шаклеин Кирилл

 
Хохлов Алексей

.
Ковязина Ксения

Ответ: волшебные, бытовые, о животных. (Слайд 5)

Иллюстрации к какой волшебной сказке героического содержания здесь представлены? (Слайд 6)

 

 
Авторы рисунков: Селиванова Анастасия, Андреев Илья, Елизарова Анастасия

Ответ: “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”. (Слайд 7)

Раздел II. Русская литература XIX века

1. Определите жанр. (Слайд 8)

Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Состоит из повествовательной части и морали.

Ответ: Басня.

2. Кто это? Что о нём можете рассказать? (Слайд 9)

Ответ: Иван Андреевич Крылов. Русский баснописец и т.д.

3. По иллюстрации определите название басни. (Слайд 10)


А) “Мартышка и очки”


Б) “Кот и повар”
Авторы рисунков: Шалагинова Екатерина, Елизарова Анастасия

4. По иллюстрации определите название басни. (Слайд 11)

 
А) “Ворона и Лисица”


Б) “Лисица и виноград”
Авторы рисунков: Каримов Алексей, Барсукова Анастасия

5. Опираясь на данные иллюстрации, вспомните название басни и вставьте нужные слова на месте пропусков. (Слайд 12)

 
Автор рисунков: Макерова Наташа

Невежда так же в …… (ослепленье)

Бранит научи, и ……, (ученье)

И все учёные ….., (труды)

Не чувствуя, что он вкушает их …. (плоды)

Ответ: “Свинья под дубом”.

6. По иллюстрациям определите название сказки В.А. Жуковского (Слайд 13)

Ответ: “Спящая царевна” (Слайд 14)

 

 
Авторы рисунков: Нестерова Анастасия, Шалагинова Екатерина

7. Как называется баллада В. Жуковского, которая рассказывает о смелости и отваге юного пажа, который исполнил волю жестокого царя? (Слайд 15)

Ответ: “Кубок”

 
Автор рисунков: Нестерова Анастасия

8. Кого изобразил автор рисунка? (Слайд 16)

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин


Автор рисунка: Некрасова Евгения

Назовите сказку Пушкина. (Слайд 17)

Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка о золотой рыбке, сказка о золотом петушке.

 

 
Авторы рисунков: Клешнина Елизавета, Нестерова Анастасия, Синявина Арина

10. Кто автор строчек и как называется произведение? (Слайд 18)

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь…

Ответ: “На Волге”, Н.А. Некрасов

 


Авторы рисунков: Шалагинова Екатерина, Пахтусова Екатерина

11. Назовите автора рассказа “Муму” (Слайд 19)

Ответ: И.С. Тургенев

 


Авторы рисунков: Аботурова Даша, Синявина Арина

Раздел III. Русская литература XX века

12. Какое изобразительно-выразительное средство использовал И. Бунин в рассказе “Косцы”?

(Слайд 20)

“Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им”.

Ответ: Олицетворение.


Автор рисунка: Лилитко Никита

13. Как звали главных героев произведения В.Г. Короленко “В дурном обществе”, изображённых на рисунках? (Слайд 21)

Ответ: Вася, Валек, Маруся

 


Автор рисунков: Елизарова Настя

14. Как называется сказ П.П. Бахова, вошедший в его сборник “Малахитовая шкатулка”?

(Слайд 22)

Ответ: “Медной горы Хозяйка”.

 

 
Авторы рисунков: Шаклеин Кирилл, Комаровских Саша, Лаптева Кристина

15. Опираясь на иллюстрации, назовите два произведения К. Паустовского. (Слайд 23)

Ответ: “Тёплый хлеб”, “Заячьи лапы”.


Авторы рисунков: Норкин Семён, Машковцева Аня.

16. Как называется рассказ В. П. Астафьева, повествующий о том, как тринадцатилетний мальчик смог выжить в тайге? (Слайд 24)

Ответ: “ Васюткино озеро”.

 

 
Авторы рисунков: Рослякова Настя, Русакова Алина, Нестерова Настя

Раздел IV. Из зарубежной литературы.

17. Определите, из какого это произведения: (Слайд 25)

“Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жилья, – такое, где я бы мог сложить всё своё имущество…”

Ответ: “Робинзон Крузо”.


Автор: Гулин Кирилл

18. Как звали озорного, непослушного, шаловливого мальчика из романа М. Твена? (Слайд 26)

Ответ: Том Сойер.


Автор: Макерова Наташа

19. С помощью чего Киш смог убить медведя в рассказе Д. Лондона “Сказание о Кише”?

(Слайд 27)

Ответ: При помощи тюленьего жира и китового уса.

 


 Авторы: Рылов Максим, Макерова Наташа

Дополнительное задание творческого характера. (8–10 предложений.)

20. Какое художественное произведение, прочитанное мною в 5 классе, запомнилось больше всего и почему?

V. Подведение итогов урока. Рефлексия и оценивание результатов деятельности.

(Делается вывод по уроку, подсчитываются баллы, оценивается работа класса. Творческие работы собираются учителем и проверяются отдельно.)

VI. Домашнее задание.

(Детям даётся в распечатанном виде список для чтения на лето.)