Урок русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить учащихся со словами, которые выражают чувства, но не называют их;
  • показать роль этих слов в речи;
  • учить выражать свои чувства в речевой деятельности;
  • воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
  • развивать интерес к родному языку

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности

Приветствие гостей.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий
И полон тревог.
Ты учителя слушай,
Чтоб задания выполнить смог.

– С какими частями речи мы познакомились на прошлых уроках? (Существ., прилаг., глагол)
А всё ли мы сейчас знаем в русском языке?
– А хотите узнать?
– Тогда, вперёд! Нас ожидают новые открытия!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Прочитайте слова на доске.

Стол, весёлый, ах, лежит, большой, ох, лист.

– Подумайте, на какие группы можно их разделить? (На прилагательные, глаголы, существительные)

Прикрепляю карточки. Дети делят слова и задают к ним вопросы

– А почему остались «ох» и «ах»? Куда же можно отнести их?

III. Постановка учебной задачи

– Можно ли их отнести к сущ,? К прил.? К глаг? Почему?
– Как бы вы их назвали? Попробуйте придумать им название и записать фломастером на листочке.

(Вывешиваю детские листочки)

– У нас получилось много разных версий, как вы думаете почему? (Мы ничего не знаем про них)
– Какую цель поставим сегодня перед собой на уроке? (Узнать что это за слова)

(На доске Цель: узнать)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

– Как же всё обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.

VI. Поиск решения

1. Просмотр мультфильма « Ах и Ох».

– Как вы думаете Ох и Ах – это слова? Какие есть мнения?
– Как звали братьев?
– Что обозначают Ах и Ох? (Это имена)
– А вот в предложениях: «Ах, какое утро!», «Ох, встал я рано!»
«ах» и « ох» – тоже имена? (Нет)
– Что же они обозначают?
Интересная возникает ситуация: в одних предложениях Ах и Ох – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли это быть? Что же это за слова такие?
– Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?

2. Работа с учебником ( с.66)

– Рассмотрите новый кадр. Что увидели Катя Персикова и Вова Колесников? (Подснежник)
– Какие чувства они испытывают? (Ответы детей)
– Как вы думаете, что они сказали о цветке. Мальчики выскажитесь за Вову, девочки – за Катю. Расскажите свои предложения сначала друг другу, а затем послушаем ваши предложения.

(Выслушиваем варианты ответов)

– А знаете, что сказали мне сегодня утром Катя и Вова?
– Ах, какая прелесть!
– Ой. Обычный цветок!
– Кто из детей мог сказать первое предложение, а кто второе?
– Как вы догадались, что первое предложение сказала Катя, а второе – Вова? (Восхищение, безразличие)
– Что в предложениях помогло нам понять, какие чувства испытывают Катя и Вова к цветку? (Слова «ах» и «ох»)

Вывод: «Ах» и «ох» – это слова, но они особенные.
– В чем же их особенность? Давайте понаблюдаем!

3. Упражнение 103, с 66

– Прочитайте предложения.
– Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства.

Ах! – радость, удовольствие
Ох! – неудовольствие
Ух, – страх, испуг

– А как вы догадались? Разве слова ах, ох, ух назвали эти чувства? (Нет, выражали их)
– Сделайте вывод, о каких словах идет речь на уроке. (О словах, которые выражают чувства, но не называют их)
– Придумайте название нашему уроку

4. Сообщение темы урока

– Тема нашего урока звучит так (открываю запись)
– Прочитайте хором (Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их)
Наши мнения как видите, совпадают.
Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их,
называются в русском языке междометиями. Это особая часть речи.
– В переводе с латинского языка это слово обозначает « брошенное между».
– Так в какую же группу отнесем наши слова, которые остались в начале урока? (Междометия)

5. Работа с определением ( учебник с.68)

– Давайте узнаем, что о междометии говорит учебник ( Дети читают вслух).
– Прочитайте первое предложение. Что нужно запомнить? Прочитайте второе предложение. Что вы узнали о словах – междометиях?
– Какие вы молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предположений. С третьей частью этого определения мы будем работать на следующем уроке.
– Интересно узнать, а какую роль играют междометия в речи? Давайте понаблюдаем вместе.

V. Первичное закрепление

Открываю записи и рисунок на доске: (Слайд 1)

1 вариант

__ , как прекрасно !
__! Завтра каникулы!!!

2 вариант

__ , ну и трудная работа!
__, растяпа …

– Прочитайте эти предложения. Какие чувства в них выражены? (Радости, восхищение, усталости, разочарования)
– Какие слова пропущены? (Междометия)

(Устный разбор по предложениям)

– Назовите «опасные места» в словах.
– Запишите предложения по вариантам, вставив недостающие слова – междометия. Опасные места подчеркните.

Слайд 2 – проверка.

– Прочитайте предложения, которые вам понравились
– Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства.
– Какие это чувства?

Ах – восхищение
Ура – радость, восторг Эталон прикрепляю к доске
Ох – усталость
Фу – разочарование
Ух – страх, испуг

– Сделайте вывод, какое значение в речи имеют междометия.

Слайд 3

Вывод: с помощью междометий можно выразить различные чувства; эти слова делают речь ярче, богаче, эмоциональнее.

VI. Самостоятельная работа

– Возьмите белую карточку.
– А теперь самостоятельно в карточках вставьте в предложения подходящие местоимения (если выполнили – встаёте)

1. ___ , устал я сегодня.
2. ___! Наш класс занял первое место!
3. ___ , грязнуля …
4. ___ , какая прелесть!

Слайд 4 Проверка по образцу (у кого правильно ставит + , если нет ?

– У кого все плюсики встаньте?
– Где возникло затруднение, почему? (Эталон)
– Что интересного вы видите читая и записывая предложения с междометиями? (Ставится запятая в конце предложения . ! …)

Слайд 5

Физминутка для глаз

VII. Включение в систему знаний

– Давайте выполним задание в зеленых карточках
– Прочитайте задание.
– Что нужно сделать?
– Это задание нам знакомо? Оно трудное?
– Возьмите ручку и цифрами укажите порядок слов в предложениях.

  • Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложения этого текста
  • Запиши свой текст. Придумай последнее предложение так, чтобы в нём было междометие.
  • Докажи, что у тебя получился текст.
  • Почему выделенное слово написано с большой буквы?

Удивительный слонёнок

на, удивительный, жил, свете, Гаврюша, слонёнок.
поднимался, он, на , ноги, танцевал, задние, вальс, и.
и, кружился, кланялся, Гаврюша.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)

– Итак, с какими словами мы познакомились на уроке?
– Кто запомнил, как они называются?
– Приведите примеры слов – междометий.
– Для чего в нашей речи нужны междометия? (С помощью междометий можно выразить различные чувства, делают речь ярче, богаче, эмоциональнее)
– А теперь я расскажу вам стихотворение о междометии, а вы будете мне помогать.

– Мне, – сказало Междометье, –
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово… (ах!)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово… (ох!)
Кто встречается с бедой,
Произносит слово … (ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово … (эй!)
У кого захватит дух,
Произносит слово … (ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!

– Запишите в тетрадь все междометия, которые вы услышали на уроке и запомнили. (Проверка один ученик читает)
– А теперь оцените свою работу за весь урок, если у вас всё получилось, то прикрепите магнитик с улыбкой к радостному Пушистику. Если получилось не всё, то к задумчивому Пушистику.

IX. Домашнее задание

Домашнее задание в синих карточках
– Придумайте 2 предложения с междометиями и запишите их в тетрадь.

Задание на карточках:

– Какие чувства будет выражать междометие « ах» в следующих предложениях?

1. Ах, какая красота: кукла в пёстром платье!
2. Ах, милый мой кот, ты хорош и пригож.
3. Ах, едва я стою на ногах…
4. Ах, тётенька-тётенька, это придирка – и в сушке. И в бублике тоже есть дырка!
5. Ах, как я боюсь!