Тема урока: "Правописание частицы не с глаголами". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цель: Научить писать частицу не с глаголом.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи;
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов);
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда;
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
  • воспитание любви к Родине, к семье;

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  • развивать умение анализировать, делать выводы;
  • развивать внимание и память учащихся.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Улыбнёмся друг другу. Пусть этот урок принесёт нам всем радость общения и пополнит наши знания. Есть четыре заветных слова, которые каждое новое поколение передаёт детям навсегда хранить в своей душе. Это имя, фамилия, жизнь (ваши мамы и папы подарили вам жизнь).
Как вы думаете, какое четвёртое слово?
Правильно – Родина. К.Паустовский писал
“Человеку не жить без Родины, как не жить без сердца”

Родина.

Обеспечение мотивационной готовности и положительного настроя учащихся на уроке.

Запись на доске.

2. Настрой учащихся на изучение нового материала. Запишите высказывание себе в тетрадь.
Найдите в предложении сказуемое и подчеркните его.
Какой частью речи является это сказуемое?
Сегодня на уроке мы будем расширять знания, о какой части речи?

Глаголом.
О глаголе.

3. Орфографическая разминка. Прежде повторим изученные орфограммы.
Вспомним алгоритм.
1. Найди орфограмму.
2. Опредили её тип (в какой части слова орфограмма).
3. Решаем орфографическую задачу.
4. Осуществляем контроль и самопроверку
(работа в парах – один ученик называет орфограмму, другой осуществляет контроль).
Создание условий для проговаривания алгоритма как одного из важнейших шагов в формировании умственных действий

Ребята должны уметь работать вместе, слушать друг друга, договариваться. Формируется умение сотрудничать.

 

Мышонок Орфограмма суффикса.
Если корень оканчивается шипящим ж, ш, ч – пишется суффикс онок, в остальных случаях – ёнок.
бессильный Орфограмма приставки.
Корень начинается с глухого согласного, то и приставка оканчивается на глухой согласный.
сделать Орфограмма приставки.
Приставки з не бывает
шёлк Орфограмма корня.
Если ё можем проверить – шелка, пишем ё, не можем – о.
ножик Орфограмма суффикса.
Проверяем – нет ножика, -и- не убежало, значит пишем -и-, если бы убежало, то -.
закричать Орфограмма приставки, корня.
Глаголы пишутся с приставками и не пишутся с предлогами. Приставки зо не бывает. Проверить безударную гласную в корне можно словом – крикнуть.
4. Определение темы урока Перед вами на партах лежат карточки со стихами Б.Вронского

Внимательно прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Завести велели мне новые привычки:
… дёргать за косички!
Никогда с братишком
… драться за обедом!
На уроках больше
… говорить с соседом!

 

Создание условий для осознания необходимости знаний, умений, позволяет учащимся думать обдуманно.

Прочитайте стихотворение. Какое слово вы вставили?
Будет ли не предлогом?
Почему?
Какие служебные части речи вы знаете?
Какой частью речи является слово не?
Посмотрев на данные слова, что вы можете сказать о правописании
не с глаголом?
Сделанный вывод поможет определить тему урока. Какую?

Вставили слово не.
Нет, перед глаголом не стоят предлоги.
Предлоги, частицы, союзы, междометия.
Частицей.
Не с глаголом пишется раздельно.

Правописание не с глаголом.

5. Физкультминутка. Сделаем разминку, чтобы отдохнуть и продолжить работу с новыми силами. Упражнения помогают снять напряжение, активизировать внимание
6. Проблемная ситуация. Прочитайте слова и определите, все ли глаголы подчиняются данному правилу?
Я (не) годую, (не) доумеваю, (не) взлюбить, (не) навидеть, (не) люблю, (не) понимаю, (не) слышу.
 
Не все глаголы подчиняются данному правилу.
 
Формируется умение находить выход из создавшейся ситуации.
В чём затруднение?
Где можно найти и прочитать правило?
Мы не знаем правила.

В учебнике.

7. Целеполагание.

Построение проекта выхода из затруднения (работа по учебнику).

Прочитаем тему. Исходя из темы, каковы цели?

Чтобы достичь цели нам надо составить план действий.

Научиться писать частицу не с глаголом.

1. Прочитаем правило.
2. Выстроим алгоритм рассуждения при написании частицы не с глаголом

| да – НЕ – нет |

раздельно слитно

Дети читают правило. Помогают составлять алгоритм рассуждения
Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно. Если не употребляется без частицы не, пишем слитно.

 
8. Актуализация новых знаний. Доказываем написание не в словах (не)годую, как поступить в данном случае?

 

(Комментированное письмо)

В русском языке не существует слова годую, значит, не пишем слитно.

Развитие устной речи, расширение словарного запаса.
Работа по заданному алгоритму (запись в тетрадях). Какой частью слова будет являться не в словах, которые не употребляются без не? (Все остальные слова комментируются по заданному алгоритму.)

Оно является частью корня.

9. Игровой момент. Глаголы имеют разный смысл – положительный и отрицательный. Я называю слово, а вы всё отрицаете.

Хочешь?
Кричать?
Думать?
Выучу?
Говорить?

Что придаёт словам отрицательный смысл?

Не хочешь.
Не кричать.
Не думать.
Не выучу.
Не говорить.

Частица не.

Не принуждённая обстановка, помогает ученику расслабиться, снять умственное напряжение.

Почему?

Это стихотворение поможет легче вам запомнить орфограмму.

Не происходит действия.

Не с глаголом пиши раздельно,
Не сердись, не скучай,
Не дерись, не спеши!

С глаголами отдельно частицу не пиши!

Хоровое произношение.  
10. Включение в систему знаний. Выполним упр.3 на стр.82 Выписать слова в три столбика (в первый– слова с предлогами, во второй– слова с приставками, в третий – глаголы с частицей не). (Вспоминают написание предлогов и приставок.) По цепочке у доски записывают слова в нужный столбик с доказательством написания орфограммы. Учащиеся включают в свои знания, новую орфограмму и закрепляют на практике.
11. Работа по тесту (индивидуально). Тест у каждого на столах (см. в приложении). Самостоятельная работа учащихся. Если ученик ответил на все вопросы правильно, должно появиться слово КОНЕЦ.
12. Подведение итогов. Рефлексия. Вот и наш урок подошёл к концу.
Какой антоним к слову трудолюбивый можно подобрать?
Я буду читать предложение, а вы их переделайте так, чтобы речь шла о ленивом человеке.
Ленивый.
Трудолюбивый человек любит работать. Ленивый человек не любит работать. Формирование оценочного компонента УД
Труд приносит ему радость.
Таких людей уважают.
Труд не приносит ему радость.
Таких людей не уважают.
Кому из вас на уроке труд принёс радость?
Значит, вы все заслуживаете уважения.
Какое открытие для себя сделали?
Ответы детей.